Штатский человек может оказаться под градом пуль по самым разным причинам: криминальным, политическим, военным. Эта ситуация в последние годы стала частой даже в благополучной прежде Европе, не говоря уже о традиционно „горячих“ регионах планеты. Что делать солдату в этой ситуации — знает его командир. Мы поговорим о том, как себя вести в это время мирному городскому жителю.
Прежде всего опасен уже сам вход техники в город. Даже торжественный парад — это событие, при котором сотни людей обязаны заниматься прямой охраной жителей от боевой техники. Тем более многократно опаснее экстренный ввод войск в город.
Увидев на улице зеленые или в камуфляже машины, водитель любого штатского транспорта должен понимать, что танк или БМП (боевая машина пехоты) здесь вовсе не равноправный „участник дорожного движения“: это техника, созданная для боя, выдвигается на заданные позиции. Поэтому лучше не надеяться, что танки будут обращать внимание на уличные знаки, сигналы светофоров или преимущественное право проезда.
Все правила дорожного движения в это время уместнее всего свести к двум формулам: „Главной улицей или дорогой считается та, по которой едет танк“ и „Преимущественное право проезда имеет тот, у кого железа больше“. На перекрестке главным человеком становится военный регулировщик.
Надо учитывать непривычные для городской улицы габариты, скольжение гусениц на асфальте, возможный занос при повороте и делать расчёт на то, что для маневра боевой машине понадобится не меньше пяти метров.
Нельзя забывать об особенностях управления военной техникой. Механик-водитель смотрит на дорогу не через ветровое стекло, а через триплексы, и пешехода слишком близко (ближе пяти метров) от машины он может просто на заметить. Он также не услышит окрики, сигнал автомобиля и милицейский свисток: всю звуковую информацию (главная — команды и переговоры в эфире) он получает через свои шлемофоны.
Если добавить к этому привычку солдата к широкому полигону, то становится понятно, почему при виде колонны или отдельных боевых машин пешеходам и водителям не стоит проявлять излишнее любопытство и приближаться. Водителю лучше всего просто убрать свой автомобиль с дороги (можно и на тротуар), потому что столкновение, скажем, с танком означает для легковой машины не аварию, а скорее всего разрушение, причём механик-водитель танка может даже ничего не заметить.
Чтобы правильно ориентироваться в том, что происходит, при появлении войск включите местную радиостанцию (в том числе и в машине) или телевизор. Свяжитесь по телефону со своим предприятием или учреждением — узнать, нет ли изменений в режиме работы,— а если вы на работе, свяжитесь с семьей и согласуйте действия. Детям до выяснения обстановки лучше посидеть дома; кстати, учебу могут отменить, к этому надо быть готовым и взрослым, чтобы не оставить ребёнка одного.
Среди оптимальных вариантов защиты семьи — отъезд на дачу. При эвакуации обязательно нужно взять с собой документы (у каждого члена семьи они должны быть в кармане, а не в сумке или машине), немного продуктов и самые необходимые вещи. Ценности брать не следует, их лучше спрятать в городе. Естественны опасения ограбления квартиры: здесь надо иметь в виду — опыт показывает, что они начинаются не раньше чем через 2—3 дня после начала боевых действий.
Во время любых передвижений необходимо подчиняться требованиям ВАИ (военной автоинспекции) и патрулей. Пытаться же убедить их в своей правоте в каком-то спорном вопросе — дело очень индивидуальное, здесь все зависит от конкретных обстоятельств. Но в любом случае разумнее быть терпеливым и лояльным, учитывал психологию, напряжение, раздражение и усталость офицера или солдата.
Чтобы не оказаться под подозрением, не берите с собой бинокли, радиотелефоны, какие-либо знаки военного различия или униформы. Если вы рискнули захватить в дорогу оружие (или подобрать по пути), боеприпасы (хотя бы один патрон) — вы должны ясно понимать, что это может стоить вам жизни. То же можно сказать и об излишнем любопытстве: остерегайтесь оперативных сведений, если это не касается вашей безопасности, не тянитесь к тому, что военные вам не хотят показать.
Во время передвижения по простреливаемой местности надо быть готовым немедленно покинуть машину, поэтому обойдитесь без ремней безопасности и помните, что лучшее место — у двери. Машину лучше подольше не мыть. Даже если вы не курите, возьмите с собой сигареты — для солдат и патрулей. Обязательно соберите аптечку: если на ваше счастье она не пригодится, лекарства могут пригодиться тем, к кому вы едете.
Важно также понимать восприятие города воюющим человеком: то, что для местного жителя просто подвал или чердак, для „человека с ружьем“ — просто укрытие или огневая точка. Поэтому, например, если во дворе перестрелка и в вашу квартиру вламываются военные, лучше с ними не спорить, а уйти из квартиры: вероятнее всего вошедшим нужны ваши удобные для стрельбы окна, и вам „пришельцев“ не остановить.
Во время вертикальной перестрелки — когда с чердака или из какого-то окна вашего (или соседнего) дома стреляют по противнику на улице, необходимо укрыться в ванной комнате и лечь там на пол или в ванну. Находиться в комнатах с окнами нельзя не только из-за угрозы прямого попадания пули, осколка, снаряда, но и из-за опасности рикошета. Горький опыт показывает, что люди недостаточно учитывают его и считают, что, находясь ниже уровня подоконника, они в безопасности. Увы, рикошетом пуля убивает ничуть не реже, особенно в бетонных домах, где, залетев в комнату, она может срикошетить от стен и потолка не один раз.
Находясь в своем укрытии, надо следить за возможным появлением дыма или огня. Каждая 3—5-я пуля боевого заряда пулемета или автомата, обычно трассирующая, поэтому риск пожара очень высок. Если пожар начался, а стрельба не прекратилась, квартиру необходимо немедленно покинуть (ползком!), закрыв за собой двери — и в горящую комнату, и на лестничную площадку. В подъезде — укрыться подальше от окон, лучше в нише. Опасно подходить к окнам (а тем более выходить на балкон) и в случае, если стреляют далеко от вашего дома: шатьная пуля слишком часто оправдывает своё название.
Ещё опаснее уличная перестрелка. К сожалению, она возможна и без участия войск: в 1994 году с использованием огнестрельного оружия и взрывчатых веществ в России было совершено около 17 тысяч преступлений. По оценкам экспертов у граждан России на начало 1995 года было на руках около 200 тысяч стволов незарегистрированного оружия.
Что делать, если перестрелка застала вас на улице? Прежде всего — сразу же лечь. Разумеется, здесь есть психологический барьер, но, как вырвалось однажды у Юрия Селюнина, офицера московской гражданской обороны, „лучше испачкаться грязью, чем своей кровью“. Немедленно надо осмотреться — не для того, чтобы узнать, кто стреляет, а чтобы найти возможности укрытия.
Укрытием может стать выступ здания, каменные ступени крыльца, фонтан, памятник, чугунное основание фонарного столба, кирпичный столб забора, канава, даже бетонная урна или бордюрный камень. Прячась за автомобилем, учтите, что его металл всё же тонок, колеса — резина с воздухом, а в баке — горючее. В любом случае надо исходить из того, что любое укрытие лучше, чем никакого. Выбирая укрытие, надо также иметь в виду, что защита желательна не только со стороны выстрелов, так как не менее опасен рикошет.
Перестрелка не может длиться вечно, и скорее всего её удастся переждать. Однако возможна ситуация, в которой безопаснее скользнуть за угол или в подворотню, в подъезд. В некоторых случаях рациональнее даже разбить окно и впрыгнуть в любую квартиру первого этажа. Идеальным местом спасения на улице можно считать подземный переход. Во время перестрелки к нему следует пробираться ползком (в том числе и по ступеням!). Но в то же время надо учитывать опасность вызвать огонь на себя из-за передвижения. Особенно опасно бежать — стреляющие могут принять вас за противника.
Вообще в таких случаях не может быть однозначных заочных рецептов, решение надо принимать на месте. Конечно, есть и безусловные вещи: не позволять безоружным зевакам стоять и наблюдать бой, немедленно в первую очередь спасать детей (в том числе и прикрывая своим телом). Здесь особенно важна инициатива профессионалов — офицеров Вооруженных Сил и работников полиции.
Отдельно надо сказать о ситуации, когда в „горячую точку“ вы отправляетесь по собственной воле. Самое первое здесь — хорошо взвесить, действительно ли вам туда нужно. Только в крайнем случае (например, вывезти семью) есть смысл отправляться в опасное путешествие. Вы должны исходить из того, что приезжий, не знающий местных особенностей, находится в особо рискованном положении, имеет меньше прав и поддержки
Если вы всё же вынуждены отправиться, необходимо, во-первых, собрать максимально полную информацию. Особенно у тех, кто недавно прошел этот путь, и, если есть возможность — у тех, к кому вы едете. Согласуйте действия. Во-вторых, вам необходимо и технически подготовиться к поездке как к экстремальному событию, потому что часто сама дорога даже опаснее. В случае, если вы едете в „горячую точку“ за пределы нашей страны, заранее добивайтесь правовых и социальных гарантий от командирующей вас организации и поддержки посольства. Не уклоняйтесь от прививок!
Что касается затяжных боевых действий, то это уже совсем другая экстремальная ситуация, которая называется войной. И как правильно вести себя во время той или иной войны, обычно становится понятно только на месте: сразу же или уже по прошествии многих мирных лет.