Мобильные минометные системы в течение долгого времени обеспечивают бронированные пехотные подразделения возможностью оперативной непрямой огневой поддержки. Хотя во многих странах по-прежнему полагаются на 81-мм самоходные минометные системы, существует четкая тенденция к созданию и принятию на вооружение больших 120-мм самоходных минометных систем.
Они имеют ряд преимуществ по сравнению с их коллегами меньшего 81-мм калибра, например, большую дальность стрельбы и более эффективные боеприпасы, но требуют более крупных шасси, чтобы перевозить их, традиционно они устанавливаются в гусеничные или колесные бронетранспортеры (БТР), в которых огонь ведется через открытый люк в крыше. Необходимость последнего, однако, оставляет минометные экипажи уязвимыми от осколков снарядов, ружейно-пулеметного огня, и атак оружием массового поражения, так что в настоящее время растет интерес к разработке и внедрению 120 мм башенных систем на основе минометов, которые могут вести огонь прямой наводкой, что полезно, например, в городских операциях, а также могут применяться в их более традиционной роли.
Эти системы обеспечивают также и другое преимущество, связанное с башнями — обычно они имеют полуавтоматическую систему заряжания, что увеличивает скорость огня и снижает нагрузку на экипаж.
Последние самоходные минометы обычно оснащены компьютеризированной системой управления огнем, чтобы сократить время подготовки к стрельбе и повысить точность. Она также позволяет группам минометов, обычно из трех или четырех единиц заниматься общей целью для достижения максимального эффекта, некоторые имеют возможность использовать поистине разрушительный потенциал MRSI (Multi Round Simultaneous Impact — Мультиснарядная система одновременного подрыва).
Боеприпасы по-прежнему используются традиционные осколочно-фугасные, осветительные и дымовые, но в настоящее время на вооружение принимаются и новые осколочно-фугасные варианты, обеспечивающие более высокий уровень воздействия на цель, наряду с общей тенденцией к использованию инертных типов боеприпасов.
Боеприпасы со вспомогательным ракетным двигателем RAP (Rocket Assisted Projectile), 120-мм минометные бомбы, также широко распространены, хотя они имеют склонность к снижению точности по мере увеличения дальности стрельбы. В некоторых странах до сих пор на вооружении находятся кассетные боеприпасы, которые доставляют бомблеты для поражения спешившейся пехотный, а также бронетехники, несмотря на общее осуждение таких боеприпасов из-за массовости и неизбирательности поражения.
Некоторые пользователи также разработали также стабилизированные оперением кумулятивные противотанковые снаряды (HEAT) для использования их при стрельбе прямой наводкой.
В основном, однако, совершенствование боеприпасов, как правило, направлено на увеличение точности благодаря применению GPS и лазерного наведения. Китай и Россия, к примеру, разрабатывают минометные боеприпасы калибра 120 мм, в которых используется как лазерное наведение мины, так и лазерное целеуказание, но они имеют ограничения, связанные в рельефом местности и с погодой.
Корпус морской пехоты США (USMC) опубликовал требования к 120-мм точному боеприпасу увеличенной дальности полета PERM (Precision Extended Range Munition), который предполагается у использованию с закупаемыми в настоящее время экспедиционными системами огневой поддержки EFSS (Expeditionary Fire Support System), генеральным подрядчиком для которой выступает General Dynamics Ordnance and Tactical Systems (GDOTS). В данной системе используется французский буксируемый миномет TDA MO 120 RT M327, который уже используется во многих странах.
В конце 2012 года были заключены контракты двухлетние контракты на этап разработки и подготовки производства (EMD) PERM, отдельно с ATK и GDOTS, а также с Raytheon и Israel Military Industries для выполнения проекта на конкурентной основе.
Ожидается, что новые боеприпасы PERM будут иметь дальность полета, увеличенную до 17 км, что достаточно много по сравнению с 8,1 км, которую имеют современные 120-мм боеприпасы.
Наиболее широко применяемой колесной бронированной машиной в Народно-освободительной армии является бронетранспортер WZ551 6х6 китайской компании NORINCO, последняя улучшенная версия которой называется WMZ551.
Модифицированная версия данной машины используется в качестве базы для самоходной 120-мм минометной установки PLL-05, которая была впервые показана на публике в октябре 2009 года, несмотря на то, что уже некоторое время находилась в эксплуатации. Башня PLL-05 аналогична по концепции той, что установлена на российской минометной машине 2С23 Нона-СВК — она устанавливается на шасси с возможностью вращения по горизонтали на 360 ° и наведения по вертикали от -4 до +80 °.
Китайская система имеет более длинный ствол, чем российская и стреляет стандартными осколочно-фугасными минами калибра 120 мм на максимальную дальность 8,5 км, которая может быть увеличена до 13,5 км с помощью вспомогательного реактивного двигателя.
PLL-05, могут также стрелять кассетными минами, содержащими 30 бомблет, поражающих цель в верхнюю проекцию, которые, по утверждениям, способны пробивать до 90 мм обычной брони.Существует также кумулятивный противотанковый боеприпас HEAT с максимальной дальностью стрельбы 1 200 м, который может быть использован для стрельбы прямой наводкой.
PLL-05 сохраняет способность плавать, которую имеет WMZ551 и может достигать максимальной скорости на плаву 8 км/ч с помощью двух винтов.
Башня с PLL-05 также предлагалась на рынке, установленной бронетранспортер на Type 07P 8×8 другой китайской компании Polytechnologies для экспорта.
Тем временем, финская компания Patria объединилась в команду со шведской Hagglunds для создания AMOS (Advanced Mortar System — Современная минометная система), вооруженной спаренными 120-мм минометами. В настоящее время данная система производится для Финских Сил Обороны (FDF). При этом компания считает, что существует значительный рынок для более легкого варианта 120-мм системы с такой же дальностью, но имеющей только одну ствольную установку — NEMO (New Mortar — Новый миномет), башенную минометную систему (Turrreted Mortar System — TMS), которая впервые была показана в 2006 году, установленной на бронированную модульную машину (AMV) компании Patria.
Полностью 120-мм башня NEMO весит всего 1700 кг, что означает, что она может быть интегрирована в широкий диапазон компактных гусеничных и колесных платформ, несмотря то, что 120-мм миномет TMS в NEMO баллистически идентичен тяжелому AMOS со спаренным минометом.
NEMO оснащен полуавтоматической системой заряжания, которая позволяет установить необходимую пороховую навеску перед тем, как снаряд поднимется в загрузке в лотки, которые в свою очередь кормят казенной загрузкой раствора.
Она имеет возможность выпустить три снаряда за 15 секунд с обеспечением одновременного подрыва (MRSI).Максимальная дальность стрельбы зависит от комбинации снаряд/заряд, но, как правило, составляет до 10 км в режиме огня непрямой наводкой.
Установлена компьютеризированная система управления огнем и электрический привод башни, который обеспечивает наведение на 360° по горизонтали и от -3 до +85° по вертикали с возможностью дублированного ручного управления.
Количество мин в боекомплекте зависит от того, на какое шасси установлена башня, например, на словенских AMV их может находиться 60. Словения могла стать первым заказчиком данной системы, заказав 12 машин, оснащенных NEMO I МС, из общего количества в 135 AMV, однако это часть заказа была в конечном итоге отменена.
Национальной гвардии Саудовской Аравии (SANG) заключила с канадским подразделением General Dynamics Land systems (GDLS — Canada) контракт на 36 NEMO TMS, как часть партии из 724 легких бронированных машин (LAV), которые были заказаны в 10 вариантах исполнения. Для этого контракта Patria поставляет NEMO TMS в GDLS-Canada для интеграции этих башен в LAV, с дальнейшей поставкой машин в SANG по программе США Иностранные военные продажи (FMS).
NEMO TMS также подходит для установки на водные суда, с модифицированной системой управления огнем, приспособленной для стрельбы на ходу в море. В 2008 году в Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) заказали восемь таких систем для установки на борт катера военно-морского флота, и все они были поставлены.
Французская компания TDA поставляет минометы и полное семейство боеприпасов для них, ее 120-мм буксируемый нарезной миномет MO 120 RT оказался популярным во многих странах за пределами Франции, а также в Корпусе морской пехоты США. TDA изготавливает вариант L20R 2М SP для установки на гусеничных и колесных машин. Впервые он был показан в 1994 году, но не смог достичь достаточных продаж на протяжении многих лет.
Тем не менее, настойчивость была вознаграждена и несколько версий такой системы в настоящее время приняты на вооружении Малайзии, где они интегрированы в удлиненную боевую бронированную машину турецкой компании FNSS, а также в Омане на колесной машине VAB 6×6. Итальянская армия также выбрала эту систему для установки на свои колесные бронетранспортеры Freccia 8×8 и гусеничные Dardo, а также миномет состоит на вооружении в Саудовской Аравии на модернизированных шасси бронетранспортеров серии M113.
В своем обычном виде система работает через открытые люки в крыше, а когда не требуется вести огонь, она может быть закрыта в корпусе, чтобы сделать платформу почти не отличающейся от стандартного бронетранспортера. Этот способ перевозки является по своей сути более ограниченным, чем использование башни, так как миномет установлен на платформу с горизонтальным наведением 220° влево и вправо, а по высоте наводится в диапазоне от +42 до +85°.
Установки типично имеют компьютеризированную систему управления огнем и полу-автомат заряжания, она может стрелять полным спектром 120-мм минометных боеприпасов TDA, включая стандартную фугасную минометную мину, имеет максимальную дальность стрельбы 8,135 км или до 13 км в случае использования мин с реактивными ускорителями (RAP).
Французская армия испытала 120-мм самоходный миномет 120R SP 2М компании TDA, который имеет минометную установку, идентичную буксируемому варианту.
На протяжении многих лет немецкая армия имела на вооружении бронетранспортеры M113, вооруженные 120 мм гладкоствольными минометами дульного заряжания, но это уже сняты с обслуживания.
Немецкая компания Rheinmetall первоначально разработала самоходный 120-мм миномет Wiesel 2. Эта работа была выполнена как частная инициатива, машина базируется на удлиненном корпусе Wiesel 1 с дополнительным колесом по каждому борту, работы завершены в 1997 году. Этот концепт был подвергнут испытаниям на стендах, после чего Германия в 2002 году заказала две 120-мм минометных самоходных системы Wiesel 2 для проведения полноценных испытаний, эти машины были поставлены два года спустя.
Всего немецкая армия заказала 38 единиц 120-мм минометных систем Wiesel, а также 17 машин передового наблюдения, 17 командирских машин и управления огнем, а также 10 машин командных пунктов. Первый контракт на серийное производство, охватывающий поставку восьми 120-мм систем был размещен в 2009 году и в настоящее время уже завершен.
Самоходный миномет имеет экипаж (расчет) 3 человека и боевую массу 4,3 тонны, что позволяет перевозить эту систему на вертолете. 120-мм дульнозарядный миномет с противооткатными устройствами монтируется открыто в корме корпуса «Визеля-2». В корме также смонтированы два откидных домкрата-сошника. В походном положении и для заряжания ствол миномета опускается в горизонтальное положение, что позволяет расчету производить заряжание миномета, оставаясь под прикрытием брони. Для ускорения подготовки данных для стрельбы и повышения ее точности машина оборудована бортовым компьютером и комплексной навигационной системой. Скорострельность — 3 выстрела за 20 с, дальность стрельбы имеющимися штатными минами — до 6,3 км, перспективной миной с увеличенным сменным зарядом — до 8 км, возимый боекомплект — 30 выстрелов. Ствол может наводиться по горизонтали на 30° влево и вправо от центра, а по вертикали — в пределах от +35 до +85°. На том же шасси может быть выполнена транспортно-заряжающая машина.
Новое семейство 120-миллиметровых боеприпасов с максимальной дальностью полета 8 км было разработано компанией Rheinmetall. Это семейство включает в себя осколочно-фугасную мину с улучшенным образованием осколков фрагментацией, дымовую и для инфракрасного освещения.
Спаренная 120-мм минометная система AMOS, предшествующая NEMO, была первоначально разработана для удовлетворения требований финских и шведских вооруженных сил совместно компаниями Patria и Hagglunds.
Тем не менее, в конце концов Швеции покинула проект, несмотря на то, что уже заказала 40 новых корпусов CV90 для размещения на них минометных башен, и они были отправлены в хранилище.
AMOS был установлен в корпус бронетранспортера Patria ХA-203 6х6 для испытаний и поставлен FDF. За этим последовал контракт на установку четырех спаренных 120-мм систем AMOS в больший корпус Patria AMV, которые были поставлены для испытаний с 2006 года.
В конце 2010 года FDF заключили с Patria контракта на 18 единиц AMOS, с первыми поставками в течение этого же года. Четырнадцать из них были совершенно новыми, остальные четыре были модернизированными опытными системами, доведенными до уровня новейших производственных стандартов.
Система имеет полуавтоматическое загряжание, что позволяет обеспечить скорострельность до 16 выстрелов/мин, кроме того, система может выполнять огневые задачи MRSI — одновременный подрыв нескольких мин. Максимальная дальность зависит от комбинации снаряда и заряда, но в общем она составляет около 10 км для навесного огня. Это орудие также имеет возможность прямого огня.
В то время как FDF выбрала для себя шасси AMV для установки AMOS, эта башня была также установлена и на другие шасси для целей испытаний, в том числе — CV90 производства BAE Systems, в соответствии со шведским заказом, а также на другие машины, такие как БМП-3, M113 и Piranha 8×8. Кроме того, она была установлена для испытаний на шведском судне Combat Boat 90.
Soltam Systems (подразделение Elbit), в настоящее время предлагает на рынке широкий спектр артиллерийских систем, минометов и боеприпасов.
Среди них, установленный на поворотную платформу 120-мм CARDOM (Computerised Autonomous Recoil rapid Deployed Outrange Mortar Компьютеризированный автономный откатный миномет быстрого развертывания с повышенной дальностью стрельбы), который был принят на вооружение Цахалом, установленным на обновленных БТР серии M11ЗA3, где он известен как Keshet (Лук).
Армия США примет на вооружение 120-мм минометную систему CARDOM, установленную на легкую бронированную машину (LAV) Stryker 8×8 производства GDLS — Canada.
CARDOM оснащен специальной системой отдачи, которая позволяет ему быть установленным на широкий спектр других гусеничных и колесных платформ. Она интегрирована с полной минометной системой управления огнем (MFCS) с встроенной инерциальной навигационной системы (INS) и бортовым баллистическим вычислителем.
CARDOM может наводиться на 360 ° по горизонтали и в пределах от +40 до +85 ° по горизонтали, он может стрелять обычными боеприпасами на расстояние до 7,2 км, или на 9,5 км — боеприпасами увеличенной дальности.Он имеет максимальную скорострельность до 16 выстрелов/мин, а также был установлен на шасси HMMWV американской компании AM General и Unimog 4×4 немецкой Mercedes-Benz.
Испания выбрала 81-мм версию CARDOM, установленную на внедорожниках VAMTAC 4×4, на что в конце 2011 года был заключен контракт стоимостью 8 500 000 USD. Первые шесть единиц были поставлены в середине 2012 года.
Польша
Польская компания Huta Stalowa Wola (HSW) разработала 120-мм башню минометную систему RAK непосредственно по требованию польской армии, установив ее на корпус российской 122-мм самоходной гаубицы 2С1 для испытаний, после чего дальнейшие испытания продолжатся после установки системы на шасси Rosomak 8×8 (локально изготавливаемая в Польше версия AMV финской компании Patria).
RAK имеет возможность наведения вооружения по горизонтали на 360 ° и по вертикали в пределах от -3 до +85 °, что позволяет ей вести огонь с максимальной дальностью 8 км при использовании стандартных боеприпасов, или 12 км — боеприпасами увеличенной дальности.
Полуавтоматическая система обращения с боеприпасами позволяет производить 10-12 выстрелов/мин. Система способна вести огонь как прямой, так и непрямой наводкой.
Польша придерживается системного подхода и, как ожидается, типичное подразделение будет состоять из восьми 120-мм минометов с башнями RAK, установленными на гусеничные или колесные шасси, группы разведки с тремя машинами, трех машин управления, двух машин для поставки боеприпасов и технического обслуживания.
Новое семейство более эффективных 120-мм боеприпасов в настоящее время разрабатывается.
Россия была одним из первых потребителей 120-мм самоходных минометов украинского производства, которые представляют собой миномет, ведущий огонь через открытые люки в крыше многоцелевых легких гусеничных машин МТ-ЛБ.
Россия также разработала 120-мм самоходную артиллерийско-минометную систему Нона 2С9 на базе гусеничного шасси БТР-Д, которая эксплуатировалась в Афганистане, Чечне, а сейчас используется народным сопротивлением Юго-Востока Украины в Славянске. Она оснащена двухместной башней, вооруженной 120-мм нарезным минометом казенного заряжания 2АС1. Угол поворота башни составляет 35° влево и вправо, углы вертикального наведения орудия — от -4 до +80 °, что делает возможным прямую и непрямую наводку.
Боекомплект составляет максимум 25 120-мм минометных боеприпасов, огонь может вестись с максимальной дальностью 8 555 км или 13 км при использовании реактивных ускорителей. Кроме того, имеется возможность вести огонь 120-мм кумулятивным противотанковым боеприпасом прямой наводкой.
За гусеничным вариантом 120-мм Nona 2С9 последовал колесный 120-мм самоходный миномет 2С23, также известный как Нона-СВК. Он базируется на шасси плавающего бронетранспортера БТР-80 8×8 и имеет немного другой вариант башни, вооруженный 120-мм нарезным минометом 2A60.
Россия сейчас на рынке делает акцент на самоходной 120-мм артиллерийско-минометной системе Вена 2С31, основанной на модифицированном корпусе широко используемой БМП-3 с боевой массой 19,5 тонн.
Она оснащена новой башней, вооруженной 120-мм нарезным орудием 2AС0. Подача боеприпасов осуществляется от автомата заряжания, в котором содержится 22 готовых к использованию мин, размещенных в двух магазинах, каждый из которых содержит по 11 снарядов. Кроме того, есть еще 48 боеприпасов в резерве.
2С31 может стрелять тем же семейством 120 мм боеприпасов, что и 2С9, 2С23, а также новым семейством боеприпасов, разработанным Государственным научно-производственным предприятием Базальт. Новый осколочно-фугасный снаряд имеет максимальную дальность полета 18 км.
Миномет имеет компьютеризированную систему управления огнем и размещенный на крыше пакет дневно-ночных сенсоров, который включает в себя лазерный дальномер и лазерную подсветку цели.
Разработка 2С31 Вена была завершена некоторое время назад, но до сих пор нет информации о принятии системы на вооружение в российской армии, несмотря на ее демонстрации за рубежом.
Промышленность России также разработала опытный образец самоходного 120-мм миномета 2С34 на основе 2С1 и МТ-ЛБ, но этот образец еще не поступил в производство. Если сборка такой системы действительно начнется, то она, как ожидается, будет интегрирована в корпус новой гусеничной машины Курганец, которая пока находится в стадии разработки.
120-мм Сверхскоростная усовершенствованная минометная система SRAMS (Super Rapid Advanced Mortar System) была продемонстрирована в 2001 году после того, как ее разработка была завершена Singapore Technologies Kinetics (STK) для удовлетворения оперативных потребностей Вооруженных сил Сингапура (SAF). После тщательных испытаний заказчиком система была принята на вооружение SAF. В настоящее время она устанавливаться в заднем блоке многоцелевого сочлененного гусеничного вездехода Bronco производства STK.
Гладкоствольный миномет SRAMS имеет высокий темп стрельбы благодаря полуавтоматической системе заряжания, которая подает мины из нижней части, где они перевозятся, в верхнюю, откуда они автоматически подаются в ствол, SRAMS имеет низкое усилие отдачи, что позволяет устанавливать этот миномет на легких и средних колесных или гусеничных платформах. Запатентованный диффузор уменьшает шум и отдачу от взрыва, которые испытывает экипаж, что повышает безопасность при длительной и непрерывной стрельбе.
Рабочий диапазон наведения по горизонтали — 90 °, по высоте от +40 до +80 °.
Интеграция с автоматической системой управления огнем (AFCS) дает возможность быстрого развертывания и выполнения огневого задания.
SRAMS, как утверждают разработчики, имеет высокую точность и малое время подготовки к первому выстрелу за счет установки навигации и определения местоположения системы на основе кольцевого лазерного гироскопа (RLG) и автоматической системе управления огнем (AFCS).
Максимальный темп стрельбы составляет 10 выстрелов/мин, на максимальное расстояние 6,7 км стандартной 120-мм осколочно-фугасной миной или более — с реактивным ускорителем.
SRAMS также выпускается для International Golden Group (IGG) из ОАЭ в рамках проекта мобильной минометной системы Agrab Mk 2, которая размещается на шасси RG31Mk6 производства BAE Systems.
Для целей испытания SRAMS была установлена в задней части широко применяемого HMMWV производства AM General, в комплекте с механическим приводом лопаты, опускаемой на землю для стабилизации автомобиля. Кроме того, система устанавливалась на Spider (Легкий ударный автомобиль) компании STK, который может перевозить небольшое количество готовых к использованию мин.
В 1998 году SW Swiss Ordnance Enterprise Corporation (сейчас — подразделение RUAG Defence) разработала 120-мм миномет Bighorn с откатной системой для удовлетворения потенциальных потребностей швейцарской армии и для экспортных клиентов.
Хотя система была успешно интегрирована на несколько различных платформ, в том числе — бронированную удлиненную боевую машину турецкой компании FNSS, по состоянию на начало 2013 года не существует никаких известных продаж данного миномета.
120-мм гладкоствольный миномет установлен на поворотном столе наведением по горизонтали 190° влево и вправо, хотя также доступен вариант с полным круговым наведением. По вертикали он наводится в пределах от +40 до +85°. Когда миномет не используется он убирается внутрь корпуса базовой машины.
Система оснащена усовершенствованной системой навигации и системой целеуказания, а также автоматом через ствол, что ускоряет скорострельность в несколько раза и уменьшает время подготовки к стрельбе. Дальность стрельбы миномета зависит от комбинации снаряд-заряд, но обычно составляет около 9,2 км.
Турецкая компания FNSS Savunma Sistemleri предлагает на рынке ряд гусеничных и колесных машин для экспорта, в том числе машины, вооруженные различными видами 120-мм минометов.
FNSS поставила Малайзии партию бронированных боевых машин удлиненных ACV-S (Armoured Combat Vehicle -Stretched), вооруженных 120-мм нарезной минометной системой 120R 2М французской компании TDA.
Малайзия также в настоящее время получает 257 бронетранспортеров AV8 Pars 8×8 в 12 вариантах, один из которых будет также вооружен 120-мм нарезной минометной системой 120R 2М от TDA. Головной организацией по этой программе выступает малайзийская компания DEFTECH.
FNSS также модернизировала большое количество машин серии M113 для стран Ближнего Востока, получив в результате вариант M113 A4, некоторые из этих машин вооружены минометом 120R 2M. FNSS поставила турецким сухопутным войскам с 170 машин AMC, оснащенных поворотным 81-мм минометом, но там тоже есть четкая тенденция к применению 120-мм минометов с их значительным увеличением дальности стрельбы и более эффективным набором боеприпасов.
ОАЭ
В 2011 году компания IGG получила контракт стоимостью 786 млн. AED (214 млн. USD) на поставку 72 стандартных 120-мм минометных мобильных систем (MMS) Agrab (Скорпион) Mk 2 для Вооруженных сил ОАЭ.
Первые 10 из них сейчас собираются в Южной Африке, а остальные 62 должны быть собраны на производственных мощностях IGG в ОАЭ.
IGG является головным подрядчиком по программе Agrab и обеспечивает управление программой, интеграцию подсистем и сдачу машин Вооруженным Силам ОАЭ.
Agrab MMS была разработана компанией IGG как частная инициатива для удовлетворения потенциальных потребностей ОАЭ. Первый прототип был завершен в 2007 году. ОАЭ впоследствии заключили контракт с IGG, охватывающей поставку четырех Agrab Mk 1, которые были поставлены в 2008 году для испытаний, которые продлились до 2010 года.
Agrab Mk 1 был основан на шасси бронированной машины с противоминной защитой (MPV) RG31 Mk5 4×4 южноафриканского подразделения BAE Systems Land Systems South Africa.120-мм миномет SRAMS сингапурской компании STK установлен на задней платформе и управляется интегрированной системой управления огнем.
Модернизированный Agrab Mk 2 базируется на последних RG31 Mk 6 MPV и использует компьютеризированную систему управления огнем, поставляемую компанией Thales South Africa Systems, которая объединена с инерционной навигационной системой Selex.
120-мм SRAMS ведет огонь в заднем направлении, в машине перевозится более 50 боеприпасов. Они поставляются Rheinmetall Denel Munitions и имеют типичную дальность стрельбы максимум 8,2 км для фугасов и в 7,5 км для осветительных боеприпасов.
army-guide.com