Металлопоиск — правовые аспекты


Итак, 23 июля 2013 года принят Федеральный закон № 245-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии». Закон ступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, о которых скажем далее. Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (http://www.pravo.gov.ru (www.pravo.gov.ru)) 24 июля 2013 г. Поскольку с 10 ноября 2011 года этот Интернет-портал добавлен к официальным источникам опубликования нормативно-правовых актов (далее НПА), считаем, что закон вступил в силу 24 агуста 2013 г.

Металлопоиск - правовые аспекты Этот закон внес изменения в следующие нормативно-правовые акты:

1. Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4804-I «О вывозе и ввозе культурных ценностей».
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ).
3. Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ).
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (УПК РФ).
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).
6. Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации.

Кроме того, Закон своей статьей 8 отдельно регулирует вопросы владения и распоряжения археологическими предметами. Закон вводит и использует ряд терминов (определений), не ознакомившись с которыми, очень тяжело понять все остальное.

Объект археологического наследия — частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.

Археологические предметы — движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок.

Культурный слой — слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы

Под специальными техническими средствами поиска понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания.

Культурные ценности – движимые предметы материального мира, находящиеся на территории Российской Федерации, а именно:

  • культурные ценности, созданные отдельными лицами или группами лиц, которые являются гражданами Российской Федерации;
  • культурные ценности, имеющие важное значение для Российской Федерации и созданные на территории Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации;
  • культурные ценности, обнаруженные на территории Российской Федерации;
  • культурные ценности, приобретенные археологическими, этнологическими и естественно-научными экспедициями с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности;
  • культурные ценности, приобретенные в результате добровольных обменов;
  • культурные ценности, полученные в качестве дара или законно приобретенные с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности.

В более узком смысле к культурным ценностям относятся следующие категории предметов:

  • исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);
  • предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок (археологические предметы в новой редакции);
  • художественные ценности, в том числе:
  • картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов;
  • оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы;
  • оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов;
  • художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы;
  • гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы;
  • произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов;
  • изделия традиционных народных художественных промыслов;
  • составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства;
  • старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях;
  • редкие рукописи и документальные памятники;
  • архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы;
  • уникальные и редкие музыкальные инструменты;
  • почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях;
  • старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования;
  • редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеoнтология;
  • другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры.

Для чего принят этот закон? Самый простой ответ на этот вопрос лежит на поверхности:

Российская Федерация 27 июня 2011 года ратифицировала Европейскую конвенцию об охране археологического наследия (пересмотренная) (Валлетта, 16 января 1992 г.) ETS N 143, статья 3 которой гласит:

«В целях сохранения археологического наследия и обеспечения научной значимости археологических исследовательских работ каждая Сторона обязуется:

i) применять процедуры для выдачи разрешений на раскопки и контроля над ними и другими видами археологической деятельности таким образом, чтобы:
ii) предотвращать любые незаконные раскопки или изъятие объектов археологического наследия;
iii) обеспечивать проведение археологических раскопок и изысканий научными методами и при условии:
— применения, где это возможно, неразрушающих методов исследований;
— недопущения оставления незакрытыми или незасыпанными объектов археологического наследия во время или после раскопок без обеспечения их надлежащей сохранности, консервации и контроля;
iv) обеспечивать проведение раскопок и применение других потенциально разрушающих методов только квалифицированными лицами, получившими на то специальное разрешение;
v) ввести выдачу специального предварительного разрешения всякий раз, когда это предусмотрено внутренним законодательством данного государства, на использование металлоискателей и любого другого поискового оборудования или метода для археологических изысканий.»

Кроме запретительных мер, эта Конвенция предписывает подписавшим ее странам осуществлять следующие меры:

i) приобретение или охрану другими соответствующими средствами со стороны органов государственной власти территорий, предназначенных для создания археологических заповедников;
ii) консервацию и поддержание состояния археологического наследия, предпочтительно по месту его нахождения;
iii) выделять достаточно времени и средств для проведения соответствующего научного изучения объекта и опубликования его результатов;
i) организовать государственную финансовую поддержку археологических изысканий со стороны национальных, региональных и местных властей в рамках их соответствующих полномочий;
ii) увеличить выделение материальных ресурсов для нужд «спасательной» археологии;
a) путем принятия соответствующих мер по обеспечению того, чтобы крупные государственные или частные программы по развитию предусматривали, в случае необходимости, покрытие за счёт средств государственного или частного сектора всех затрат на любые соответствующие археологические работы.

Металлопоиск - правовые аспекты

Но эти вопросы оказалась за рамками Закона…..

Особенно много вопросов вызывает понятие археологических предметов (движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок).

Как мне кажется, наши законодатели не особо утруждали себя при разработке этого определения, а просто содрали его из Европейской конвенции об охране археологического наследия (Лондон, 6 мая 1969 г.), упростив формулировку, и тем самым расширив сферу ее прикладного применения. Сравните, вот это было в Конвенции 1969 г.: «Археологическими объектами считаются все остатки и предметы или любые другие следы существования человека, являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, основным или одним из основных источников информации о которых являются раскопки или открытия».

Пока можно сказать только то, что термин этот «сырой» и не продуманный, что позволяет применять его на практике кому как понравится.

Возникает вопрос: Можно ли старинные монеты считать археологическими предметами. Что тут интересно отметить. С одной стороны:

1) археологические предметы и старинные монеты, как предметы коллекционирования, относятся к разным категориям культурных ценностей.
2) информация о старинных монетах в основном представлена в многочисленных каталогах, музейных собраниях, что не соответствует имеющемуся определению археологического предмета.
Из чего можно предположить, что старинные монеты не являются археологическими предметами.
Но при этом можно выкопать/найти монету, информации о которой не было до сих пор ни в одном источнике. И таких находок с распространением металлодетекторов предостаточно. И в этом случае, ее можно считать арх. предметом.

Теперь перейдем к культурному слою (слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы)

Т.к. это определение включает в себя все неясности предыдущего определения, вопросов здесь еще больше.

Вот некоторые из них:

Необходимо ли для признания слоя земли культурным наличия в нем одновременно и следов существования человека и археологических предметов, или достаточно наличия любого одного?

Можно ли считать археологический предмет следом существования человека, учитывая, что эти понятия разделены?

В каком виде могут быть обнаружены следы существования человека для признания слоя культурным?

Если след существования человека и археологический предмет не одно и то же, то как определить время возникновения этого «следа»?

Какими еще параметрами характеризуется культурный слой (площадью, весом, объемом, границами и т.п.) кроме такого сразу приходящего на ум параметра, как толщина в (см)? Это важно для случая, когда устанавливается факт повреждения или уничтожения культурного слоя.

Требуется ли для признания слоя культурным обязательное проведение историко-культурной экспертизы?

Как видно, при наличии таких вопросов, понять, что такое культурный слой, достаточно затруднительно.

Теперь будем оценивать наиболее важные для нас изменения, внесенные Законом.

1. Часть 2 ст. 233 Клад (ГК РФ) теперь выглядит так:

«2. В случае обнаружения клада, содержащего вещи, которые относятся к культурным ценностям и собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, они подлежат передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере пятидесяти процентов стоимости клада. Вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.» (изменения подчеркнуты)

Вывод: Судьба клада зависит от набора составляющих его предметов. Теперь в собственность государства должен поступать клад, содержащий более широкий набор предметов. Не отдавать государству можно только клад, состоящий из денег и ценных предметов. Т.е. теперь ценными предметами не могут считаться предметы, относящиеся к культурным ценностям. По сравнению с предыдущей редакций произошел серьезный перекос распределения содержимого кладов в пользу государства.

2. Будет действовать в новой редакции статья УК РФ:

Статья 243. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей

1. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей —
наказываются штрафом в размере до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Вывод: Теперь ответственность, и довольно жесткая, наступает за уничтожение или повреждение и культурных ценностей. Вполне реально получить срок за эксперименты по чистке «какаликов». При желании повреждением можно признать и вполне удачный результат по чистке монеты, произведенной не профессиональным реставратором.

3. Злополучная ст. 243.2. УК РФ. Вступает в силу с 24.08.2013 г.

«Статья 243.2. Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания

1. Поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой, проводимые без разрешения (открытого листа), повлекшие повреждение или уничтожение культурного слоя, —
наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Те же деяния, совершенные в границах территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, 

-наказываются штрафом в размере до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет.

3. Те же деяния, совершенные:

а) с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин;
б) лицом с использованием своего служебного положения;
в) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —
наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет.

И очень похожая статья КоАП:

Статья 7.15. Ведение археологических разведок или раскопок без разрешения

1. Ведение археологических разведок или раскопок без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа), если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом), —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок.

2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности повреждение или уничтожение объекта археологического наследия, выявленного объекта археологического наследия,

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок; на юридических лиц — от одного миллиона до десяти миллионов рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок.

3. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин,

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин; на должностных лиц — от четырех тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин.»

Рассмотрим сначала ст. 7.15. КоАП(Все санкции рассматриваем применительно к физическому лицу).

Часть 1: Штраф 1500-2500 руб., конфискация находок и оборудования. Применима теперь к той ситуации, когда копатель без открытого листа вышел в поле с картой (на разведку) или лопатой (на раскопки) без металлоискателя и не допустил повреждения культурного слоя и не успел изъять археологических предметов. Просто вышел погулять с лопатой……

Часть 2: Штраф 15000-300000 руб., конфискация находок и оборудования. Это, например, когда вы с лопатой, или культиватором, без открытого листа и металлоискателя, умудрились, не повредив культурного слоя, повредить/уничтожить целый объект культурного наследия, совершенно не желая этого делать (по неосторожности). Как это может быть в жизни я себе совершенно не представляю…..

Часть 3: Штраф 2000-2500 руб., конфискация находок и оборудования. Введена Законом № 245-ФЗ. То же самое, что и Часть 1, только лишние 500 рублей к нижней планке штрафа за то, что гуляете с металлоискателем.

Кстати, конфискации приборов/оборудования можно избежать, если оформить на лопату и МД договор аренды с другом или соседом….

Теперь рассмотрим ст. 243.2. УК РФ

Часть 1. Поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой, проводимые без разрешения (открытого листа), повлекшие повреждение или уничтожение культурного
слоя.

Что такое поиск – понятно. Ищем глазами, на ощупь руками, на звук, на запах, на изменение электро-магнитного поля …..

Изъятие – это действие, когда вы взяли чужую вещь и тем самым лишили ее собственника (в данном случае государство, которое объявило себя исключительным собственником всех археологических предметов) возможности пользоваться ею.

Предположим, МД у вас пока нет. Тогда преступником вы становитесь при наличии одновременно следующих условий:

— ищите и/или поднимаете с земли (или из культурного слоя) археологический предмет;
— у вас нет открытого листа;
— в результате поиска и/или изъятия поврежден/уничтожен культурный слой;

Ответственность: Штраф до 500000 руб., либо исправительные работы до 1 года, либо лишение свободы до 2 лет.

Часть 2. Другая ситуация: МД также отсутствует. Вы копнули разок, ничего не нашли или нашли чего-то, открытого листа нет, и это все случилось на территории объекта культурного наследия.

Ответственность: Штраф до 700000 руб., либо лишение свободы до 4 лет.

Часть 3. При наличии одновременно следующих условий:

— ищите и/или поднимаете с земли (или из культурного слоя) археологический предмет;
— у вас нет открытого листа;
— в результате поиска и/или изъятия поврежден/уничтожен культурный слой;
— использование металлоискателя (других техн. средств поиска), и/или группой лиц по предварительному сговору, и/или с использованием служебного положения
Отв-сть: Штраф до 1000000 руб., либо принудительные работы до 5 лет, либо лишение свободы до 6 лет.

Теперь нюансы:


1. Будьте готовы к тому, что по мнению следствия и суда культурный слой будет везде, куда вы сможете воткнуть лопату, а для того, чтобы его повредить, достаточно воткнуть лопату в землю. И доказывать, что это не так, придется вам, но слушать вас никто не будет.
2. Даже если вы копнули разок, не важно где, и уже не важно нашли/не нашли чего – вы потенциальный преступник (т.к. вам в этом случае легко вменить поиск арх/предметов и повреждение культурного слоя).
3. Подняв с поверхности земли арх/предмет – повредить культурный слой невозможно, здесь бояться нечего. Но это не освобождает вас от обязанности сдать этот предмет государству, если он относится к объекту арх/наследия. А за не сдачу — уже другая ответственность.

Теперь о некоторых важных изменениях в Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации.

1. Объекты археологического наследия теперь входят в состав объектов культурного наследия (памятникам истории и культуры).

2. Появляется новая статья:

«Статья 45.2. Использование специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин в целях обнаружения объектов археологического наследия и (или) археологических предметов

1. Использование специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин в целях обнаружения объектов археологического наследия и (или) археологических предметов возможно исключительно при осуществлении археологических полевых работ, проводимых на основании разрешения (открытого листа).
2. Под специальными техническими средствами поиска в настоящей статье понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания.»
Здесь все понятно. МД можно использовать для поиска на поверхности земли потерянных бытовых предметов (ключей например), с определенными оговорками – для пляжного поиска, поиска электропроводки в стенах, инженерных коммуникаций.
Представляется, что можно использовать МД и для поиска монет и кладов и в наземной части старых домов (зданий, сооружений), не являющихся объектами культурного наследия. Объяснение простое: при таком поиске культурный слой не нарушается и нарушен быть не может (не говоря уже об уничтожении).

3. Измененная ст. 49 теперь применяется в следующей редакции:

«Статья 49. Особенности владения, пользования и распоряжения объектом археологического наследия и земельным участком или водным объектом, в пределах которых располагается объект археологического наследия

1. В случае, если в пределах земельного участка или водного объекта обнаружен объект археологического наследия, со дня обнаружения данного объекта археологического наследия собственник земельного участка или водного объекта либо пользователь им владеет, пользуется или распоряжается такими земельным участком или водным объектом с соблюдением условий, установленных настоящим Федеральным законом для обеспечения сохранности выявленного объекта культурного наследия.
2. Объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которых он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно.
3. Объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности.
4. В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта археологического наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта археологического наследия территорией объекта археологического наследия признается часть земной поверхности, водный объект или его часть, занятые соответствующим объектом археологического наследия.»

Обратим внимание на дополнительную фразу (подчеркнута), включенную в пункт 3 ст. 49. Понимать ее можно двояко. В первом случае – считаем, что все без ограничения арх/предметы, являются гос/собственностью. Во втором — гос/собственностью являются только те арх/предметы, которые находятся в границах объекта арх/наследия. Какой из подходов будут применять правоохранительные органы? На 99% уверен, что первый, т.к. им так проще и меньше надо напрягать мозги.

Мне ближе второй подход, и вот почему:

— несмотря на размытость формулировок арх/объекта и арх/предмета, все же имеется соподчиненность этих двух понятий, а это означает, что могут быть арх/предметы как относящиеся к объекту арх/наследия, так и не относящиеся к нему.
— в силу своего названия ст. 49 регулирует в частности особенности владения, пользования и распоряжения объектом археологического наследия. Значит эти особенности распространяются только на арх/предметы, относящиеся к этому объекту арх/наследия. Из этого делаем вывод, что арх/предметы не относящиеся к объекту арх/наследия, собственностью государства не являются.
— статья 8 Закона, действующая непосредственно, допускает ситуацию, когда физические лица владеют арх/предметами, и всего лишь запрещает им отчуждать их без соблюдения определенных правил. (каковы эти правила – обязательно рассмотрим позже)

Ну вот, мы плавно подошли к другому важному вопросу: как и что можно иметь в собственности, продавать, и что нельзя….

Обилие терминов порождает определенные затруднения для многих людей. Судите сами: культурная ценность, археологический предмет, музейный предмет, объект археологического наследия. Для нас интерес представляют первые три.

Культурные ценности – самое широкое понятие, в него входят а) археологические предметы, б) музейные предметы, в) монеты, боны, банкноты и ценные бумаги, созданные более 50 лет назад.
(О 50-летнем критерии говорится в Приказе Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия от 14 марта 2008 г. N 117 «О перечне культурных ценностей, подпадающих под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», и документации, оформляемой на право их вывоза с территории Российской Федерации»).

По общему правилу:

а) физически лица вправе иметь культурные ценности в своей собственности.
б) сделки в отношении культурных ценностей должны заключаться в письменной форме, иначе они признаются недействительными (ст. 45 закона»О вывозе и ввозе культурных ценностей»)

Однако есть довольно много ограничений и исключений.

1. Случай с кладом мы уже рассматривали, когда культурные ценности в составе клада изначально принадлежат государству. (Для примера: в соответствии со ст. 5391 ч. 1 т. Х Свода законов Российской Империи, «лица, представившие подлежащему начальству найденные старые монеты или другие древности», получали «всю настоящую цену золота, серебра или иного вещества, из которого они сделаны).

Если при обнаружении клада желания «поделиться радостью» с государством не возникает, полезно почитать следующее:

«Статья 7.33. КоАП Уклонение исполнителя земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных или иных работ либо археологических полевых работ, осуществляемых на основании разрешения (открытого листа), от обязательной передачи государству культурных ценностей, обнаруженных в результате проведения таких работ
Уклонение исполнителя земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных или иных работ либо археологических полевых работ, осуществляемых на основании разрешения (открытого листа), от обязательной передачи государству в соответствии с законодательством Российской Федерации культурных ценностей, обнаруженных в результате проведения таких работ, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей».

Уголовная ответственность предусмотрена ст. 243.3. УК РФ для случая, когда не передаются государству предметы (в т.ч. из из клада), имеющие особую культурную ценность, или культурные ценности в крупном размере, т.е. более 100 000 рублей. (минимум: штраф в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишение свободы на срок до трех лет.)
2. Археологические предметы.

Термин новый, введен Законом, и этим же законом установлены:
а) правила оборота:

«Статья 8

1. Физические и юридические лица, владеющие археологическими предметами, не вправе отчуждать данные археологические предметы, за исключением случая передачи их государству, случая универсального правопреемства или случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
2. Физические и юридические лица, законно осуществившие ввоз археологических предметов на территорию Российской Федерации, вправе распоряжаться указанными археологическими предметами по своему усмотрению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Физические и юридические лица, владеющие на день вступления в силу настоящего Федерального закона археологическими предметами, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, вправе помимо передачи их государству и универсального правопреемства отчуждать указанные археологические предметы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации, при условии включения указанных археологических предметов не позднее 1 сентября 2016 года в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации.»

б) ограничения:

Археологические предметы, обнаруженные в результате проведения земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных или иных работ, подлежат обязательной передаче физическими и (или) юридическими лицами, осуществляющими указанные работы, государству в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Ответственность за уклонение от передачи предусмотрена ст. 7.33. КоАП (напомню, что она вступает в силу с 24.08.2015 г.)

Общие выводы:

Археологические предметы, найденные с 24.08.2013 г. в обязательном порядке должны быть переданы государству. Если владение арх/предметом возникло до 24.08.2013 г. — можно владеть и дальше, или передать по наследству, или передать государству (заметьте, не продать, а передать!). При этом, с 24.08.2015 г. владение арх/предметами станет небезопасным, поскольку без документов на него всегда есть риск быть привлеченным к ответственности (по 7.33. КоАП или 243.3. УК РФ).
Если законно ввезли через таможню – можно продавать всем.
Если хотите продать – то у вас есть три года (до 01.09.2016 г.), чтобы придать арх/предмету статус музейного предмета, после чего его можно продавать по установленным правилам. Зачем установлен срок — не понятно с точки зрения логики. Можно предположить, что после 01.09.2016 легализовать арх/предмет уже не удастся. Хотя, если посмотреть законодательство о Музейном фонде РФ, станет понятно, что и до этой даты шансы не велики.
Ну и на десерт,

«Статья 7.15.1. Незаконный оборот археологических предметов

Совершение сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на юридических лиц — от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей с конфискацией археологических предметов.»

3. Музейные предметы.

музейный предмет — культурная ценность, качество либо особые признаки которой делают необходимым для общества ее сохранение, изучение и публичное представление;
музейная коллекция — совокупность культурных ценностей, которые приобретают свойства музейного предмета, только будучи соединенными вместе в силу характера своего происхождения, либо видового родства, либо по иным признакам;
Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда РФ, являются неотъемлемой частью культурного наследия народов Российской Федерации, и могут находиться в государственной, муниципальной, частной или иных формах собственности..
Музейный фонд РФ состоит из государственной части Музейного фонда РФ и негосударственной части Музейного фонда РФ.
Включение музейных предметов и музейных коллекций в состав Музейного фонда РФ производится Министерством культуры РФ, в порядке, устанавливаемом положением о Музейном фонде РФ, после проведения соответствующей экспертизы.
Музейные предметы и музейные коллекции считаются включенными в состав Музейного фонда РФ со дня регистрации соответствующего факта в Государственном каталоге Музейного фонда РФ.
Собственнику музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, выдается соответствующее свидетельство.
Передача прав собственности и другие действия физических и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, производятся только после регистрации сделки в Государственном каталоге Музейного фонда РФ.
Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда РФ, могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иным способом только по специальному разрешению федерального органа исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры. При этом государство имеет преимущественное право покупки.

Для включения музейных предметов в Музейный фонд их собственник обращается с заявлением в Министерство культуры (Департамент культурного наследия) и прикладывает следующие документы:
— документ, подтверждающий наличие права собственности на предмет;
— копия документа удостоверяющего личность;
— заключение искусствоведческой либо историко-культурной экспертизы (при их наличии);
— перечень предметов (по установленной форме)
— изображения предметов.

При отсутствии заключения экспертизы она назначается должностным лицом, ответственным за рассмотрение заявления, и проводится в срок не более 60 дней.
По итогам рассмотрения заявления Минкультуры издает приказ, после чего музейный предмет регистрируется в Государственном каталоге и собственнику выдается свидетельство о включении предмета в состав негосударственной части Музейного фонда.

Тонкости и особенности всех этих процедур известны только работникам Минкульта и тем, кто эти процедуры проходил самостоятельно. Поэтому остановимся лишь на отдельных проблемных вопросах.

1. Легко предположить, что заключение экспертизы может содержать выводы об отсутствии культурно-исторической значимости и о нецелесообразности включения предмета в состав негосударственной части Музейного фонда. Издается ли в этом случае приказ (об отказе) – не понятно, регламент об этом ничего не говорит.
2. Также не ясно, что в этом случае делать собственнику предмета. Освобождается ли он от ответственности за совершение сделки с археологическим предметом, и если да, то какой документ будет являться для него алиби (заключение экспертизы или приказ (письмо) Минкульта об отказе)?
3. Третья проблема возникнет уже на стадии подачи заявления: откуда возьмется документ, подтверждающий наличие права собственности на предмет, если предмет найден владельцем (что является самым распространенным случаем), или, если статус культурной ценности предмет приобрел находясь во владении у собственника (например: в момент наступления срока 50-летней давности для монет, бон, банкнот и ценных бумаг)?
а) Самый простой вариант, который может прийти на ум – составить с кем-нибудь письменный договор купли-продажи предметов с датой до 24.08.2013 г. Но, при этом надо понимать, что с точки зрения закона, эта сделка будет являться недействительной, как мнимая (т.е. совершенная для вида, без намерения реально исполнить обязательства по договору) .
б) Кстати о приобретательной давности. Для простых движимых вещей – этот срок составляет 5 лет, для культурных ценностей — 20 лет!!! Лицу, претендующему на признание за ним права собственности, надо доказать, что в течение этого срока имело место добросовестное и открытое владение предметом, как своим собственным. Не вдаваясь в прочие юридические сложности, достаточно сказать, что документально подтвердить 20-летний срок владения без применения варианта а) – достаточно затруднительно.
в) Как ни парадоксально это звучит, но легче всего обстоит дело с «иностранными» культурными ценностями, официально ввезенными в Россию. Правда в эту категорию не попадают предметы, обнаруженные и находящиеся на территории РФ.

Учитывая третью проблему, мне кажется что цивилизованного рынка археологических предметов в стране не будет…

Договор аренды металлодетектора

г. Урюпинск                                                           12 мая 2014 г.


Гражданин РФ Иванов Иван Иванович, именуемый в дальнейшем «Арендатор», действующий от своего имени, с одной стороны и Гражданин РФ Петров Петр Петрович, именуемый в дальнейшем «Арендодатель», с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Арендодатель передал, а Арендатор принял во временное владение и пользование металлодетектор, цвет черный, марка/модель: X-Terra 705, заводской № ________, (в комплектации: с катушкой 10,5” DD 7,5 кГц круглая) в исправном состоянии, оцениваемый в 30000 (Тридцать тысяч) рублей.
2. Исправность металлодетектора проверена в присутствии Арендатора.
3. При получении металлодетектора Арендодатель передал Арендатору правила эксплуатации и хранения (руководство пользователя), кожаный чехол черного цвета на блок управления, латунный переходник для наушников, стерео наушники.
4. Настоящий договор заключен сроком на 36 месяцев с 10.04.2013 г. по 10.04.2016 г.
5. Право собственности на металлодетектор принадлежит Арендодателю.
6. Арендатор обязуется использовать металлодетектор с целью___( поиска метеоритов, лома черных и цветных металлов, например).
7. Арендатор не имеет права:
— передавать металлодетектор в субаренду;
— передавать свои права и обязанности по настоящему договору другому лицу;
— предоставлять металлодетектор в безвозмездное пользование;
— использовать металлодетектор для поиска археологических предметов, драгоценных металлов;
8. В случае выхода из строя металлодетектора не по вине Арендатора Арендодатель обязан в 5-дневный срок устранить повреждение на месте или заменить металлодетектор на исправный. При отсутствии возможности для такой замены действие договора считается прекращенным, металлодетектор возвращается Арендодателю, а оплата за использование металлодетектора взимается только за то время, в течение которого он фактически использовался.
9. За время пользования металлодетектором Арендатор уплачивает Арендодателю сумму в размере 1000 (одна тысяча) рублей в квартал. Плата определена по соглашению Сторон и вносится Арендатором ежеквартально, не позднее 10 числа первого месяцы каждого квартала.
10. При повреждении или порче металлодетектора по вине Арендатора он ремонтируется за счет Арендатора и за время ремонта взимается плата как за пользование исправным металлодетектором.
11. По требованию Арендатора настоящий договор может быть расторгнут досрочно в любое время при условии письменного предупреждения Арендодателя о своем намерении отказаться от договора не менее чем за 30 календарных дней. В этом случае Арендатор обязан вернуть металлодетектор в пригодном для эксплуатации состоянии, не ухудшив его потребительских качеств и внешнего вида и в комплектации согласно п. 3 договора. В этом случае Арендодатель обязан вернуть оставшуюся до конца срока договора часть платы, начиная со дня, следующего после дня возвращения металлодетектора.
12. Арендодатель вправе досрочно расторгнуть договор, если Арендатор использует металлодетектор не по целевому назначению либо умышленно или по неосторожности ухудшает качество и свойства металлодетектора.
13. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим договором, Стороны руководствуются действующим гражданским законодательством Российской Федерации.
14. Настоящий договор подписан в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу — по одному для каждой из Сторон.
15. Реквизиты и подписи Сторон:

Арендатор: Иванов Иван Иванович
Место жительства (регистрация): ___.
Паспорт серии __ __ N ______, выдан 19.12.2011 г. УФМС России по г. Москве по р-ну ____, код подразделения ___-___
Тел:
_______ /Иванов И.И.

Арендодатель: Петров Петр Петрович
Место жительства (регистрация): ___.
Паспорт серии __ __ N ______, выдан 19.12.2011 г. УФМС России по г. Москве по р-ну ____, код подразделения ___-___
Тел:
_______ /Петров П.П.

Правовые аспекты металлопоиска


Более половины задаваемых вопросов по теме касается законности поиска с МД. Поэтому попробуем разобраться с юридической казуистикой и понять некоторые нюансы вопроса.

Начнем с КоАП.

Статья 7.15. Ведение археологических разведок или раскопок без разрешения.

Закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» дает нам следующие определения:

«статья 45.1., часть 7. Виды археологических полевых работ:
1) археологические разведки — проведение на поверхности земли или под водой научных исследований объектов археологического наследия без осуществления земляных работ либо с осуществлением локальных земляных работ с общей площадью раскопов не более 20 квадратных метров на каждом объекте археологического наследия с исследованием культурного слоя путем заложения шурфов или без такового, в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов, в целях выявления объектов археологического наследия, уточнения сведений о них или планирования мероприятий по обеспечению их сохранности;
2) археологические раскопки — проведение на поверхности земли, в земле или под водой научных исследований объектов археологического наследия посредством земляных и связанных с ними работ, в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов, в целях изучения и сохранения объектов археологического наследия;
3) археологические наблюдения — проведение научных исследований объектов археологического наследия на поврежденных участках территорий объектов археологического наследия в целях выявления на них археологических предметов и сохранившихся участков культурного слоя и (или) исследуемых методами археологических раскопок конструктивных составляющих объектов археологического наследия.

8. Лабораторная обработка и научный анализ собранного материала (камеральная обработка) являются неотъемлемой частью археологических полевых работ.»

Из содержания первого определения можно сделать следующие выводы:

А) археологическая разведка – это, прежде всего, проведение научного исследования объекта археологического наследия, которое может включать в себя локальные земляные работы, а может и не включать. Элементарная логика подсказывает, что сами по себе локальные земляные работы (без научных исследований) не могут или не должны считаться археологической разведкой.

Б) указание в этом же определении на то, что целью локальных земляных работ может быть выявление объектов археологического наследия, вводит законы логики в полный ступор от осознания полного бессилия перед коллективным разумом наших законодателей. Проведение научного исследования объекта археологического наследия предполагает, как минимум, его наличие, и никак не может привести к его выявлению.
К сожалению, правоохранительные органы и суды, от которых зависит, привлекут лицо к ответственности или нет, не уполномочены оценивать результат мыслительной деятельности законодателя, а обязаны только воплощать его в процессуальных и судебных актах. К сожалению, процессуальное законодательство также не обязывает суды следовать законам логики.

Проанализировав термин «археологические раскопки» заметим, что это те же самые научные исследования, с той лишь разницей, что могут проводиться также и в земле посредством земляных и связанных с ними работ, и не ставят своей целью выявление объектов археологического наследия.

Если в отношении вас составляется протокол об административном правонарушении по ст. 7.15. КоАП, принципиально важное значение имеет квалификация вменяемого вам деяния.
Если это «ведение археологических раскопок» — то избежать ответственности будет легче. В этом случае должно быть доказано, что ваши действия осуществлялись на территории объекта археологического наследия, а они расположены далеко не на каждом поле или овраге.
Если это «ведение археологических разведок» — то избежать ответственности будет намного труднее, и только потому, что в определении этого термина имеется фраза «в целях выявления объектов археологического наследия».

Не зависимо от вменяемой квалификации, будет полезно и необходимо в той части протокола, где оставлено место для объяснений лица, привлекаемого к ответственности, указать, что вы «не осуществляли научных исследований объекта археологического наследия, которые являются обязательным критерием квалификации совершенных действий как одного из вида археологических полевых работ». В худшем случае это покажет, что вы разбираетесь в теме, «голыми руками» вас не взять и «лапши на уши» не навешать. В лучшем случае, сотрудник полиции (а возможно и суд) усомнится в том, что квалификация ваших действий по ст. 7.15. КоАП правильная.

Также необходимо добавить, что «В случае обнаружения при проведении археологических полевых работ объектов археологического наследия физическое лицо, получившее разрешение (открытый лист), обязано в течение десяти рабочих дней со дня выявления данного объекта письменно проинформировать об этом орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, и направить в указанный орган описание обнаруженного объекта археологического наследия, текстовое и графическое описания местоположения границ указанного объекта, а также перечень географических координат характерных точек этих границ.»

Окончательный вывод таков: следует признать, что термин «археологические разведки» составлен законодателем не корректно, что дает некоторые шансы для защиты прав любителей МД-поиска. Если вдруг наши суды начнут прислушиваться к озвученным возражением и выносить решения в пользу любителей приборного поиска — радоваться будем не долго. Законодатель откорректирует формулировки таким образом, чтобы судебная практика развивалась в противоположном направлении.

Продолжим разбираться с вопросами законности.

На очереди УК РФ.

«Статья 243.2. Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания

Под применение этой статьи попадают деяния, которые одновременно соответствуют трем критериям:
— действия, целью которых является поиск и изъятие археологических предметов;
— указанные выше действия являются незаконными, т.е. проводились без разрешения (открытого листа);
— эти действия привели к повреждению или уничтожению культурного слоя;

Сначала посмотрим, в чем заключаются отличия ст. 243.2. УК РФ от ст. 7.15. КоАП.

— ст. 7.15. КоАП использует термины «арх/ разведки» и «арх/раскопки», ст. 243.2. УК РФ – соответственно «поиск» и «изъятие» археологических предметов. Формально это разные понятия, хотя бы потому, что для одних имеются определения, данные в законе, для других (поиск, изъятие) – таких определений закон не дает. Объединяет их одно – все эти действия должны совершаться только на основании разрешения (открытого листа). Следовательно, эти различия в терминологии можно считать условными, т.е. не имеющими существенного значения.
— принципиальное отличие заключается в наступлении такого вредного последствия, как повреждение или уничтожение культурного слоя. Если этого не произошло, будет применяться ст. 7.15. КоАП.

Как должна применяться ст. 243.2. УК РФ?

Прежде всего, должно быть доказано, что человек вышел в поле, лесок, овраг или еще куда не просто погулять, а именно с целью поиска, и не просто поискать (пропавшую собаку, хомяка, ключи от дома, грибы и ягоды), а с умыслом найти именно археологические предметы. Наличие у лица лопаты, или металлоискателя, археологических предметов в карманах или даже дома, факт прибытия за ХХ верст от дома на машине, велосипеде, наличие старинных карт, в т.ч. в электронном виде – непременно будет истолкованы, как доказательства вашей противоправной цели и соответствующего умысла. Если лицо произвело все эти приготовления, например, с целью поиска лома черных и цветных металлов, и представит соответствующие доказательства, то эта статья применяться не должна.
Отсутствие у лица разрешения (открытого листа) доказывается проще всего.
Также должно быть доказано повреждение или уничтожение культурного слоя, что значительно сложнее.
Во-первых, наличие на определенном земельном участке культурного слоя должно определяться не по чьим-то предположениям, а на основе документальных материалов.

Это могут быть:

А) заключения территориального органа Министерства культуры, выданные на основании научного отчета о выполненных археологических полевых работах. Научные отчеты должны соответствовать требованиям «Положения о порядке проведения археологических полевых работ (археологических разведок и раскопок) и составления научной отчетной документации» (Утверждено постановлением Отделения историко-филологических наук Российской академии наук 30 января 2013 г. № 17), должны пройти экспертизу и утверждение Научным советом по полевым исследованиям. Принятый советом научный отчет передается на постоянное хранение в научно-отраслевой архив Института археологии РАН.
Б) письменное уведомление держателя открытого листа о выявлении на участке памятника археологии, направленное в адрес органа исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, либо справка о результатах проведенных исследований;
Указанные документы будут иметь значение для дела, даже если они составлены после обнаружения преступления.

Во-вторых, подлежит доказыванию сам факт повреждения или уничтожения культурного слоя. Что понимается под повреждением или уничтожением культурного слоя, ответ законодатель не дает. В упомянутом выше Положении, можно найти следующие оценочные позиции:

— пашня, обнажения, грабительские шурфы рассматриваются как разрушающиеся участки памятников археологии на глубину потревоженного слоя (предполагаем, что культурного слоя);
— грунт после проведения археологических полевых работ рассматривается как переработанный культурный слой;

Понятно, что эти оценки не дают даже приблизительных ответов, поэтому предусмотреть и описать все тонкости и особенности процесса доказывания не представляется возможным. По версии РАН, у культурного слоя могут быть следующие состояния: разрушающийся (поврежденный), переработанный, не тронутый (уничтоженный — нет). Более того, высока вероятность самого неблагоприятного исхода, когда при доказанном наличии культурного слоя, суды вообще не сочтут необходимым доказывать его повреждение или уничтожение. Ну, или так: если в документах о наличии культурного слоя будет указано о его сплошном залегании, то фактом его повреждения вполне может расцениваться простое наличие ямок, или даже следов закопанных ямок.
Тем не менее, культурный слой имеет глубину залегания, мощность (толщину и насыщенность арх/предметами), и в этом смысле должно иметь принципиальное значение, на сколько глубоко выкопана ямка.

Тема подходит к завершению, поэтому не мог пройти мимо случая, достаточно характерного в области правосудия и правоприменения, и непосредственно относящегося к теме форума. Выводов делать не буду, и так все ясно….

Чуть более 2-х лет прошло с тех пор, как по решению Темрюкского районного суда Краснодарского края у 70-летнего коллекционера была отобрана и обращена в государственную собственность коллекция монет и иных культурных ценностей в количестве 1359 предметов, которую он собирал не один десяток лет.

Может ли это повториться сегодня?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять, как вообще такое могло произойти тогда.

1. Предпосылки, которые в итоге привели к изъятию.
Коллекционер не скрывал, что обладает большой коллекцией монет, выставлял ее для всеобщего обозрения на выставках, фестивалях народного творчества, в школах, за что не раз награждался грамотами. Материалы коллекции были доступны для изучения специалистами, получили отражения в академических работах ученых. Также, не был секретом тот факт, что его коллекция пополнялась путем поиска монет с помощью МД (без получения открытого листа).

2. Этап 1. Изъятие
Как уже было отмечено ранее, просто так прийти к человеку в жилище с обыском нельзя. Не является основанием для этого и возбуждение административного производства. Но все было сделано по закону. Возбуждено уголовное дело по факту кражи из ювелирного магазина. В рамках этого дела судом санкционирован обыск по месту жительства коллекционера. В ходе обыска изъяты коллекция (1373 предмета) и металлоискатель. О связи коллекционера с фактом кражи судебный акт умалчивает

3. Этап 2. Оценка изъятого.
По заключению судебной искусствоведческой и товароведческой экспертизы изъятые предметы коллекции признаны объектами культурного наследия, а также объектами археологического наследия, а также объектами, которые обладают особой исторической, научной и культурной ценностью.

4. Этап 3. Установление принадлежности прав собственности.
С применением запутанной терминологии и со ссылкой на выводы экспертизы суду было представлено правдоподобное обоснование, что большинство предметов коллекции (1359 шт.) должны находиться исключительно в государственной собственности. Что суд, в общем-то и признал.

Особую роль здесь конечно сыграло совершенно не научное (судя по юридическим выводам) заключение экспертизы. Ну и ошибки при ведении спора (заключение экспертизы почему то не оспаривалось). Не берусь утверждать, что это исправило бы ситуацию…
Тем не менее решение вступило в законную силу, в рассмотрении надзорной жалобы было отказано.

Mini FAQ,ответы на часто задаваемые вопросы:

Вопрос №1:

У меня вопрос — можно ли ходить с МД и лопатой за пашущим трактором после 24 августа?

Ответ:

-Если не будете изымать археологические предметы, то от ст. 243.2. УК РФ можно будет отмазаться. По административке риск остается.С 24.08. будут действовать ст. 243.2. УК РФ и ст. 7.15. КоАП в новой редакции. Те деяния, которые не попадают под действие ст. 243.2. — попадают под ст. 7.15. Основное отличие УК от КоАП — причинение нарушителем вреда культурному слою. То, что Вы за трактором ходили, в протокол могут и не занести вовсе…
Кроме того с 24.08 действует вот эта норма: «Объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности». Следовательно, поднимая с земли перечисленные предметы Вы осуществляете хищение государственной собственности.
А МД, культурный слой — это, так сказать, отягчающие обстоятельства.
Я думаю, что со ссылкой на эти статьи местная полиция будет разводить пойманных любителей МД-поиска на деньги, ну и посадки будут для показательности и отчетности
Дополнение:1. С исключительной собственностью государства на арх/предметы не все так просто, шансы есть. Об этом написал в посте 13 своей темы..
2. Тракторист конечно может считаться уничтожившим культурный слой, но может считаться и повредившим его. Это только от судьи зависит. Во втором случае Вы можете считаться завершившим начатое трактористом дело. Ведь не трудно придумать такую фразу: «Обвиняемый уничтожал культурный слой путем изъятия из него археологических предметов»

Вопрос №2:

Копать будет нельзя не где и ни как?

Ответ:

-Копать — если только под прикрытием общественных объединений, но этот механизм пока не прорабатывал. Либо в команду помощников к археологам… А простому человеку получить открытый лист — без вариантов.

Вопрос №3:

Проясните, пожалуйста, введенные «законом» ограничения по обороту этих самых «объектов археологического наследия».
Насколько я поняла — речь идет об артефактах, возраст которых более 100лет?. Соответственно, монеты СССР, даже раннего СССР, к новому закону никак не относятся и могут выступать в качестве предметов при сделках мены/дарения/продажи/покупки совершенно свободно?
Эти «100лет» по Вашему мнению четко прописаны, или возможны «варианты» ?

Ответ:

-Статья 7.15.1. Незаконный оборот археологических предметов
Совершение сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на юридических лиц — от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей с конфискацией археологических предметов.Она вступает в силу 24 авг. 2014 г.

Вопрос №4:

Дом идет под снос, его разбирают, вести поиск в таком с МД или без него будет нарушением или нет.
и если частный дом и участок с разрешения хозяина можно вести поиск в доме и прилегающем участке?

Ответ:

-Думаю, поиск в доме (если дом не является объектом культурного наследия) нарушением не будет, даже с МД. Культурный слой Вы не повреждаете, археологические работы не выполняете.
По земле — не важно, в частной она собственности, или нет. Правила одинаковые. Разрешение хозяина означает, что он не вызовет полицию и в найденном кладе у Вас будет доля от 25 до 50% в зависимости от его содержания.

Вопрос №5:

У меня такой вопрос — а если я хожу с МД, но без лопаты? Хоть и занимаюсь поиском, но ничего не изымаю и не повреждаю культурный слой?
И еще один — если я с письменного разрешения хозяина земли занимаюсь поиском железного мусора(проволоки, пробок)?

Ответ:

— с МД и без лопаты — это часть 3 ст. 7.15 КоАП
Если докажете, что ищите лом металлов — ст. 7.15. применяться не должна, но могут применить другую..

Вопрос №6:

Как быть по поводу выписанной доверенности на МД, заберут же?

Ответ:

-Изъятие — временная мера, до вынесения решения по административному делу. После вынесения решения — изъятый предмет, если суд не применил конфискацию, подлежит возврату. А если орудие правонарушения арендованное- суд применить конфискацию не вправе…..

Вопрос №7:

Допустим, ситуация такая. Копатель пойман с МД на поле с монетами старше 100 лет. Это уже статья.
Что ожидает дальше? (Обыск в квартире (доме) копателя? И как результат: конфискат коллекции?)

Ответ:

-Обыск в квартире не предусмотрен в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (Статья 27.1. КоАП). Возможны следующие меры:
личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице
изъятие вещей и документов
Эти меры применяются с составлением протокола и в присутствии понятых

Производство обыска и (или) выемки в жилище — это элемент уголовного судопроизводства. (но это, к сожалению, не моя специализация).
Если это произойдет, предположу, что дальнейшая судьба коллекции будет зависеть от того, будут ли у Вас иметься документы о законном приобретении предметов, входящих в ее состав.
Конфискация имущества есть принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора следующего имущества:
а) денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений, предусмотренных…далее идет длинный перечень статей (ст.243.2. на сегодняшний день там нет, но может появиться в ближайшем будущем)
б) денег, ценностей и иного имущества, в которые имущество, полученное в результате совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями, указанными в пункте «а» , и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы;

По действующим нормам — вероятность конфискации нулевая, но делайте поправку на беспредел, с которым даже опытные адвокаты не могут справиться

Вопрос №8:

-можно ли по новому закону на пляже копать?

Ответ:

-Ну, на пляже можно и не копать, песок можно и ластами разгребать…
А если по существу: лучше не экспериментировать…с т.з. закона пляж — такая же поверхность земли, как и поле.
На пляже, совершенно неожиданно для Вас, могут оказаться археологические предметы и культурный слой.
Территория пляжа может быть в границах объекта археологического наследия…

Вопрос №9:

Уважаемые, скажите после вступления закона в силу будет какая-нибудь форма металлопоиска как хобби, или можно смело МД продавать?
Какие останутся варианты покопать?

Ответ:

-Если коротко, то так:
Любые виды металлопоиска, как хобби, в вопросе определения их законности упираются в две большие проблемы:
1. Ни у кого не должно быть сомнений, что Вы ищете не археологические предметы.
2. Если Вы ищете монеты, ни у кого не должно быть сомнений, что эти монеты не являются археологическими предметами.

Вопрос №10:

Спасибо за детальный разбор очень важной темы, есть ряд интересующих вопросов:

1) сделки, совершаемые через интернет (форумы, интернет магазины, онлайн-аукционы)-огромный массив, так называемого, нумизматического рынка…Как я понимаю, с 24 августа 2013 года данный вид сделок так же становится незаконным, существование данных интернет площадок, ориентированных на продажу культурных ценностей (часть из них можно смело назвать на продажу «музейной коллекции» поскольку часть предметов объединена скажем общим признаком-погодовочным признаком, номинальным признаком, признаком высокой сохранности и тд) становится нелегальным, а посему покупки/продажи частных лиц через интернет-ресурсы незаконными? правильно ли я понимаю этот момент?

2) наказанию подлежит лицо, продающее арх. предмет без соответствующей документации, и/или лицо покупающее или оба?

3) до сентября 2016 года дано время регистрации своих коллекций через Музейный фонд РФ, то есть после 2016 года продажи предметов своей коллекции (дублей) без соответствующих документов-разрешений станут уголовно наказуемым деянием и эта дата — скорее как Рубикон тяжести наказания прописана, а с 24 августа 2013 уже сие деяние приравнивается к незаконному, лишь тяжесть наказания не так сурова?

4) скажем лицо А купил у лица Б монету, достаточно ли расписки лица А о продаже данной монеты в качестве документа, подтверждающего наличие права собственности на этот предмет лица Б в случае разбора полетов в последующем?

Ответ:

-По 1 вопросу: Специальные правила оборота распространяются только на музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда (в т.ч. его негосударственную часть). Действующее законодательство пока не предусматривает обязанности включать в состав негосударственной части Музейного фонда монеты и нумизматические коллекции, находящиеся в собственности физических лиц, даже если особые признаки делают необходимым для общества их сохранение, изучение и публичное представление. Это делается по желанию собственника. Интернет площадки, магазины антиквариата, аукционы и т.п. будут спокойно работать и дальше.
По 2 вопросу: наказываться будет лицо, которое не выполнило условия, установленные для отчуждения археологических предметов, т.е. продавец.
По 3 вопросу: я бы не стал отождествлять имеющиеся «на руках» монеты и нумизматические коллекции, даже попадающие в категорию музейных, с археологическими предметами. Следовательно, нет необходимости регистрировать их в Музейном фонде.
По 4 вопросу: Если монета попадает под определение культурной ценности (старше 50 лет), то для ее продажи надо обязательно составить договор купли-продажи в письменном виде. Кстати это требование действует уже давно. Несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее недействительность, т.е. даже оплатив монету, покупатель не становится ее собственником, и каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке. Для придания сделке законности надо:
— составить письменный договор, подписать его с каждой стороны.
— в договоре обязательно указать: количество монет, цену каждой, подробное описание каждой монеты (номинал, год, м.д., вес, металл, грейд, индивидуальные особенности). Я бы еще добавил качественное изображение монеты с каждой стороны и гурта в виде приложения к договору, указал бы реквизиты для платежа (так проще подтвердить оплату). Квитанцию по оплате лучше хранить вместе с договором.
Техника обмена договорами может быть самой разной: посредством почтовой, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.
Если в расписке будут указаны паспортные данные продавца и покупателя и стоять их подписи, а также обязательные сведения (количество, цена и описание) – то такая расписка вполне может считаться соблюдением письменной формы договора.

Вопрос №11:

1. Являются ли монеты не прошедшие экспертизу культурными ценностями?
2. Что в данном случае является повреждением культ. ценности? Если, как реставратор, я снимаю с монеты грязь и окислы, не касаясь металла — будет ли это повреждением?
3. Если получить образование реставратора (да-да — рассматриваю и такие варианты ) и в случае самостоятельной реставрации предмета (без найма) — можно ли будет считать реставрацию повреждением? Либо же образование будет гарантом отсутствия преследований по данной статье?

Ответ:

1 К культурным ценностям относятся монеты старше 50 лет. Если возраст монеты определить сложно, тогда можно подключить экспертизу (в плане определения возраста)
2. Как реставратор — вы монеты реставрируете. Как обычный человек — повреждаете или уничтожаете. (так будут рассуждать судьи, если вопрос возникнет в суде)
3. При прочих равных условиях, придерживаюсь мнения, которое Вы уже высказали

Вопрос №12:

1. Скажите, насколько официален договор аренды на прибор, написанный, так сказать «на колене», без всяких печатей и прочего и есть ли какая-нибудь ссылка на документ, в котором говориться, что если прибор в аренде, то его не могут конфисковать?
2. В некоторых деревнях весь культурный слой, видимо после пожара, сгребен бульдозером в большие кучи еще в советское время. Возможно ли проводить поиск в этих кучах, ведь слои все перемешаны? Находки — монеты с 1700 г., более раннего ничего нет.

Ответ:

-1. Между двумя физическими лицами договор аренды вполне официален, даже написанный от руки и без печати. У физ/лиц печатей нет, они только подписи ставят.
Ст. 3.7. КоАП пункт 4
«Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется, за исключением административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных главой 16 настоящего Кодекса».

2. Такой слой археологи называют «разрушающимся», но это от ответственности не спасет…. 


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 голосов, средний: 5,00 из 5)
Загрузка...

Вам также может понравиться ...

3 комментария

  1. Юрий:

    Можно ли и где поднимать находки поисковыми магнитами в воде?

  2. Jafar Dudaev:

    Выражают свою благодарность, за столь полезный материал и прекрасные комментарии к статьям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифру (Enter the number) *