Меч символизирует силу, власть, достоинство, лидерство, высшую справедливость, свет, мужество, бдительность. На метафизическом уровне он олицетворяет всепроникающий разум, силу интеллекта, проницательность.
Обоюдоострый меч — важный образ божественной мудрости и правды. В буддизме меч воспринимается как оружие мудрости, отсекающее невежество. Вишну часто изображали с огненным мечом познания в руках.
Во многих мифологиях меч имеет амбивалентное значение, в котором, в основном, противопоставляется жизнь и смерть. Меч разделяет и отделяет — душу от тела, небо от земли. В некоторых традициях меч служит мостом в другой мир (например, мост Чинват в Древнем Иране).
И в то же время состоящий из лезвия и рукояти, меч является символом соединения, союза, особенно если принимает форму креста. Пожалованием меча сопровождалось принятие в рыцарское братство; положив руку на меч, произносили клятвы, обусловливавшие жизнь или, в случае их нарушения, смерть. Культ меча особенно заметен в японской традиции и у рыцарей Средневековья .
Меч известен как символ жизненной силы и атрибут бога войны. Меч может отождествляться с молнией богов-громовержцев (священный меч Сусаноо, сверкающий меч Яхве, меч-молния Индры, пламенеющий меч Вишну).
Меч облечен магической властью отражать силы тьмы. Часто огромный, изготовленный из небесного огня, он служит оружием богов Солнца и культурных героев, которые с его помощью сражаются с чудовищами (Мардук, разрубающий Тиамат; архангел Михаил, мечом повергающий Люцифера). Меч часто защищает девственницу от хтонического чудовища (Персей и Андромеда, святой Георгий).
При изготовлении этого грозного оружия использовались тайные знания и навыки, благодаря чему мечи наделялись сверхъестественными свойствами. Отсюда и многочисленные легенды о волшебных мечах, таких, как Экскалибур — меч короля Артура.
Меч западного типа, с его прямым лезвием, благодаря своей форме служит мужским, солнечным символом. Восточный меч, будучи изогнутым, представляет собой женское, лунное начало.
В истории существует несколько видов мечей, различных по своему виду и происхождению, но известных практичсеки всем, кто в той или иной степени интересуеться историей. Это катана, палаш, шашака, шпага, ятаган и конечно пламенеющий клинок.
Пламенеющий клинок — история появления
Ещё во времена первых крестовых походов рыцари-крестоносцы познакомились с имевшими искривленный клинок образцами оружия Северной Африки и Святой земли — ятаганами. Чуть позже, во время походов Чингиз-хана, в Европу попала и лёгкая монгольская сабля. При этом было отмечено, что искривленные клинки обладают большей поражающей способностью, нежели прямой меч того же веса. Однако широкого распространения в Европе оружие с изогнутым клинком не получило. Мощность удара меча была выше, чем у сабли, а стальной доспех был для лёгких сабель практически непреодолим. А попытки выковать саблю, сравнимую по мощности удара с тяжёлым мечом, успеха не имели — резко снижалась прочность клинка.
Тем не менее, к XIV-XV векам развитие металлургии и параметры рыцарской брони сделали рубящий меч почти бесполезным. К концу XV века появилась мысль вместо единого изогнутого клинка сделать клинок волнового типа, с несколькими изгибами. Однако как полноценное боевое оружие, «пламенеющий меч» или фламберг появился лишь в середине XVI века, в Германии (предположительно — в Южной).
Принцип действия
Основным преимуществом конструкции фламберга в сравнении с обычным мечом являлось существенное уменьшение поражающей поверхности при контакте с мишенью. Таким образом, благодаря тяжести меча и изгибам клинка, значительно усиливался удельный разрушительный эффект на единицу площади — выгнутая кромка имела лучшие рубящие свойства за счет концентрации ударного воздействия клинка. То есть, во фламберге сочетались эффективность кривого меча с привычной для европейцев прямой формой клинка.
Вряд ли многие имеют представление об этом оружии, которое больше похоже на сказочное, созданное фантазией оружейных мастеров, оружие. Клинки этих ножей похожи на языки пламени причудливой формы. Эти ножи называют флабержами или фламбергами, от слова “flame” – пламя. Пик популярности пламенеющих клинков пришелся на шестнадцатые — семнадцатые столетия. Особенно распространены они были в западной Европе.
В дохристианской эпохе воины отдавали предпочтения именно подобным коротким мечам. Например, немецкие наемники-ландскнехты имели фламберги в качестве подспорья к своим огромным двуручным мечам – эспадонам. Но дело конечно не в изощренной фантазии мастеров оружейников. Подобная искривленная форма клинка имела более высокие рубящие функции, чем у обычных прямых клинков. Они гораздо глубже проникали в рану, за счет остроты в поперечном сечении лезвия клинка и его малом треугольном разрезе. И чем сильнее кривизна клинка, тем сильнее по силе наносился удар. Фламберги по рубящим свойствам мало уступали даже кривым саблям. Фламберг также давал ряд преимуществ в оборонительном положении, поскольку при отражении атаки клинок соперника задерживался на волнах, не опускаясь до перекрестья меча.
В шестнадцатом столетии популярность пламенеющих клинков несколько упала, так как разрубить крепкие доспехи ими практически не реально. Но благодаря изменению острия клинка, которое стало напоминать штыкообразную форму, фламберги вновь стали востребованы. Семнадцатые и восемнадцатые века стали для пламенеющих клинков поворотными. Теперь они были востребованы более для наемных убийц, чем для открытых схваток. Колющий удар фламбергом был довольно опасен, так как рана нанесенная кривым клинком, превышала ширину клинка в несколько раз.
Из-за этого фламберги получили репутацию — негуманного оружия. Но, тем не менее, популярность пламенеющих клинков от этого отнюдь не упала. Наоборот его стремились приобрести в первую очередь, как конные и пешие воины, так и разбойники всех мастей. Массовым оружие не стало только лишь потому, что создавать фламберг гораздо сложнее, чем обычный прямой клинок. Мастера для придания волнистой формы использовали горячую ковку более высококачественной стали, чем, например, которая использывалась для изготовления прямых мечей, сабель или шпаг.
Такая сталь была дороже и имела большую трудоемкость при создании ножа или кривого короткого меча. Высококачественная сталь требовалось для того чтобы прочность кривого клинка оставалась высокой. Настоящий качественный пламенеющий клинок изготовлялся в течение длительного времени, которое исчислялось не неделями и месяцами, а годами.
Но со временем именитые мастера оружейники ушли в прошлое. Массовое изготовление стандартных сабель, шпаг, палашей более не требовало такого качества, которое достигалось годами, именно из-за своей массовой востребованности. С развитием огнестрельного оружия знаменитые пламенеющие клинки стали полным анахронизмом. Вместе с ними в прошлое ушло и мастерство изготовления настоящих качественных клинков.