Российские противотанковые управляемые ракетные комплексы (ПТРК-ПТУР) – эволюция развития


Противотанковые управляемые ракеты являются наиболее эффективным средством борьбы с танками, обладающим по сравнению с другими большой дальностью стрельбы, высокой вероятностью поражения бронецелей и имеющим небольшие габариты и массы. В настоящее время противотанковая ракета в совокупности с пусковой установкой и специальной аппаратурой представляет сложный технический конгломерат, получивший название – противотанковый ракетный комплекс (ПТРК). Отечественные противотанковые ракетные комплексы – один из наиболее технически сложных и наукоёмких образцов вооружения, прошли в своём развитии значительный путь. Основные этапы создания ПТРК, достижения, трудности, положительный опыт и негативные моменты в обобщённом виде анализируются в предлагаемой статье.

ПТУР первого поколения

В годы Второй мировой войны произошло значительное увеличение толщины брони танков, и, соответственно, возросли калибр и вес противотанковых орудий. Если в начале войны использовались противотанковые пушки (ПТП) калибра 20- 45 мм, то в конце войны калибр ПТП находился в пределах 85-128 мм. В 1943-1944 гг. советские специалисты исследовали 726 случаев подбития наших средних и тяжелых танков и САУ германскими ПТП калибра 75 и 88 мм. Исследование показало, что на дистанции свыше 1400 м из 75-мм ПТП было подбито 4,4% танков, а из 88-мм – 3,2% танков (за 100% принято число танков, подбитых из пушек данного калибра на всех дистанциях).

В немецких наставлениях оптимальной дистанцией открытия огня для 75-мм пушек было 800-900 м, а для 88-мм пушек – 1500 м. Вести огонь с больших дистанций считалось нецелесообразным. Итак, для лучшей 88-мм немецкой (а, по мнению некоторых специалистов, и лучшей в мире) противотанковой пушки фактическим пределом дистанции было лишь 1500 м. А ведь ПТП конца войны были очень тяжелы, дороги и сложны в производстве. Так, немецкая 88-мм РАК-43 весила 5 т, 88-мм РАК-43/41 – 4,38 т, а 100-мм советская ПТП БС-3 – 3,65 т. Всего за войну немцам удалось изготовить 3501 88- мм ПТП всех типов, а нам – около 600 штук БС-3.

Как же эффективно бороться с танками на дистанциях, превышающих 2-3 км? Впервые эта проблема была решена в 1944 г. в Германии, где была создана первая в мире противотанковая управляемая ракета (ПТУР) Х-7 “Rotkappchen” (“Красная шапочка”). При проектировании Х-7 за основу был взят управляемый снаряд Х-4 класса “воздух-воздух”. Главным конструктором обеих ракет (Х-4 и Х-7) был доктор Макс Крамер.

Управление Х-7 осуществлялось по проводам. Пара проводов связывала ракету с оператором, вручную наводившим снаряд на цель. Система управления очень близка к системе “Дюссельдорф” ракеты Х-4. Изменение направления полета снаряда осуществлялось с помощью интерцепторов.

Ракета Х-7 имела двухступенчатый пороховой двигатель WASAG. Первая ступень была стартовая, в течение 3-х секунд она развивала тягу до 69 кг. А вторая ступень – маршевая, в течение 8 секунд полета она поддерживала постоянную тягу 5 кг.

Снаряд был выполнен по аэродинамической схеме “бесхвостка”. Стабилизация – с помощью крыльевого стабилизатора. Для компенсации неравномерной (относительно оси ракеты) тяги двигателя Х-7 вращался в полете с небольшой скоростью. Чтобы облегчить оператору слежение за ракетой на ней устанавливались два пиротехнических трассера. Для использования Х-7 в пехотном варианте была разработана пусковая установка (ПУ), носимая в людском вьюке. Кроме того, проектировалась авиационная ПУ на самолете FW-190.

В ходе испытаний в 1944 г. и в начале 1945 г. немцы провели свыше 100 опытных пусков Х-7. Однако в связи с окончанием войны дело до боевого применения не дошло.

Первой послевоенной ПТУР стала швейцарская “Кобра-1”, разработанная в 1947-1948 гг. В создании комплекса участвовали германские специалисты. Самой же Западной Германии производство ПТУР было разрешено лишь в 1959 г. Первой ПТУР, пошедшей в производство в ФРГ, стала “Кобра-810” – модификация швейцарского семейства “Кобр” (от “Кобры-1” до “Кобры-4”, выпущенной в 1958 г.).

Однако в западной военной литературе пионером в создании ПТУР считают французскую фирму Норд-Авиасьон. Это связано с тем, что французские ПТУР очень быстро распространились буквально по всему свету. Дело в том, что Франция, в отличие от ряда стран, вела разумную политику в экспорте оружия. Оружие продавалось практически всем, кто, разумеется, мог платить.

Первая французская ПТУР SS-10 (“Nord-5203”) разрабатывалась с 1948 г. на базе немецкой документации. Формально SS-10 была принята на вооружение французской армии в 1957 г. Но в 1956 г. SS-10 довольно успешно использовалась израильскими войсками против египетских танков в боях на Синайском полуострове. Забегая вперед, скажем, что песчаные равнины Ближнего Востока оказались идеальным полигоном для испытаний ПТУР. Так, в ходе войны 1973 г. до 70% танков с обеих сторон было уничтожено ПТУР.


Эволюция развития российских противотанковых управляемых ракетных комплексов (ПТРК-ПТУР)

ПТУР Х-7 «Rotkappchen» (Германия, 1944 г.)


Эволюция развития российских противотанковых управляемых ракетных комплексов (ПТРК-ПТУР)

Опытная ПТУР конструкции Надирадзе (управление по проводам)

Эволюция развития российских противотанковых управляемых ракетных комплексов (ПТРК-ПТУР)

Опытная ПТУ РУПС-1 (управление по проводам)


Эволюция развития российских противотанковых управляемых ракетных комплексов (ПТРК-ПТУР)

Опытная ПТУР (управление по радио)

ПТУР SS-10 запускали с одиночных переносных ПУ, а также с легковых и грузовых автомобилей, бронетранспортеров и легкого танка АМХ-13. Фирма Норд с 1956 г. по 1963 г. выпустила свыше 30 тысяч ракет SS-10. Они поставлялись в десятки стран, включая США, ФРГ, Швецию, Норвегию, и др.

Усовершенствованный вариант SS- 10 – SS-11 имел большую дальность стрельбы и лучшую бронепробиваемость. Соответственно, возросли вес и стоимость (одна ракета – 1500 долларов). ПТУР SS-11 не имела переносной ПУ, а устанавливалась на автомобилях, БТР, легких танках, вертолетах и самолетах.

Самая тяжелая французская ПТУР SS-12 была единственной западной ПТУР первого поколения (не считая англо-австралийской “Малкара”), которая имела два варианта управления – по проводам и радиоуправление. Ракеты SS-72 имеют как кумулятивную, так и осколочно-фугасную боевую часть и могли использоваться не только по танкам, но и по небронированным наземным целям, а также по кораблям.

Любопытно, что американцы потерпели полную неудачу в создании собственной ПТУР. С1953 г. по 1956 г. в США разрабатывалась ПТУР SSM-A-23 “Дарт”. Было предложено несколько вариантов ракеты, в том числе и с кольцевым стабилизатором. Но в 1957 г. на вооружение приняли образец с крестообразным крыльевым стабилизатором. Однако его производство ограничилось небольшой серией. Ракета была очень тяжелой (до 140 кг), а наведение – крайне сложным.

В итоге США отказались от “Дарта” и в 1959 г. приступили к массовым закупкам французских ПТУР SS-10 и SS-11. Почти все эти ПТУР американцы установили на подвижные установки – автомобили, танки и вертолеты. На базе гусеничного БТРа М113 создали противотанковую установку Т-149 с боекомплектом из 10 SS-11. Только в 1961- 1962 гг. американцы закупили около 16 тысяч ПТУР SS-11, из которых 500 приспособили для использования с вертолетов. В 1961 г. на вооружение армии США поступил новый французский комплекс “Энтак”.

Создание ПТУР за рубежом и их боевое применение не прошли незамеченными в Москве. В1956 г вышло Постановление СМ о “развитии работ по созданию управляемого противотанкового вооружения”. Стоит отметить, что после войны в СССР испьпывались немецкие ГТТУР “Красная шапочка”. Кроме того, в отечественные НИИ чрезвычайно оперативно поступала рабочая документация на “Кобры”, SS-10v\SS-11, а также “живые” эти изделия.

В середине 50-х годов в СССР разработали несколько проектов “УПС (управляемый противотанковый снаряц). Отметим, что наши конструкторы проектировали УПС не только с управлением по проводам, но и радиоуправляемые. Причем в УПС-5 оператор визуально наблюдал цель через оптический прицел. А в УПС-7 оператор, находившийся в танке, наводил снаряц по телевизионному изображению, передаваемому с телевизионной головки ракеты. Изготовили и испытали ряд опытных УПС, в том числе и снаряд конструктора Надирадзе. Снаряд управлялся по проводам. Его стартовый вес составлял 37 кг, калибр – 170 мм, а размах стабилизаторов – 640 мм.

Согласно официальной истории первой отечественной ПТУР стала ЗМ6 “Шмель”, примененная в комплексе 2К15 на базе автомобиля ГАЗ-69 и 2К16 на базе боевой разведывательной машины БРДМ. Работы над “Шмелем” начались в 1957 году. СКБ машиностроения (г. Коломна) под руководством С.П. Непобедимого разрабатывало собственно комплекс и ракету. ЦНИИ-173 (г. Москва, в настоящее время – ЦНИИАГ) разрабатывал систему управления, НИИ-125 -заряд для твердотопливного двигателя, НИИ-6 – боевую часть, Саратовский агрегатный завод – боевые машины, Ковровский завод им. Дегтярева вел серийное производство ракет.

Как сказано в издании ЦНИИАГ: “В результате обсуждений и анализа СКБ (г. Коломна) совместно с НИИ-173 была выбрана конструктивная схема ПТУР типа SS-10. Разработчики считали, что новое ответственное дело надо начинать, используя уже опробованные конструктивные схемы, показавшие на практике большую надежность, и на этой базе параллельно вести новые перспективные разработки”. Есть сведения, что снаряды SS-10 имелись в распоряжении отечественных специалистов.

jjb2K9t

Боевая машина 2П26 в походном положении

222

2П26 в боевом положенииЭволюция развития российских противотанковых управляемых ракетных комплексов (ПТРК-ПТУР)

Компоновочная схема ракеты ЗМ6 комплекса «Шмель»

1 – взрыватель; 2 – боевая часть; 3-источник тока; 4 – катушка; 5 – розетка бортового разъема; 6-блок управления; 7-двигательная установка; 8-электромагнит курса и тангажа; 9-электромагнит крена

Снаряд ЗМ6 наводился с помощью бинокулярного визира перископического типа восьмикратного увеличения. Способ наведения – по методу трех точек. Передача команд от оператора осуществлялась по двухпроводной линии связи. Исполнительными органами управления были интерцепторы. Аэродинамическая схема снаряда – “плосконесущее крыло” с крестообразным расположением четырех крыльев, на которых у задней кромки размещаются интерцепторы. Крылья имели трапециевидную форму с углом передней стреловидности 45°. Стабилизация снаряда по крену осуществлялась автономно по сигналам двухстепенного интеграционного гироскопа. Пиротехнические трассеры размещены по краям горизонтальных крыльев. Стартовый заряд состоял из шести шашек трехлепестковой формы. Время горения заряда – 0,6 сек. Маршевый двигатель представлял собой бесканальную пороховую шашку, горение которой происходило параллельными слоями, за счет чего достигалась постоянная тяга двигателя. Время действия маршевого двигателя – около 20 секунд. Снаряд имел взрыватель В-612.

Ракеты ЗМ6 устанавливались на боевых машинах 2П27 на базе БРДМ (комплекс 2К16) и на 2П26 на базе автомобиля ГАЗ-69 или ГАЗ-69М (комплекс 2К15), Расчет обеих пусковых установок – 2 человека. Темп стрельбы – 2 выстрела в минуту.

На направляющих боевой машины 2П27 устанавливались три ракеты и три запасных размещались внутри бронекорпуса. Угол вертикального наведения составлял +2,5°-+17,5°, угол горизонтального наведения – ±12°. Вес 2П27 – 5850 кг.

На машине 2П26 все четыре ракеты были готовы к пуску. Счетверенная пусковая установка допускала угол вертикального наведения +4° – +19°, а угол горизонтального наведения ±6°. Вес боевой машины 2П26 – 2370 кг.

Заводские испытания “Шмеля” проводились летом 1959 года, а в 1960 году на полигоне Капустин Яр “Шмель” продемонстрировали Хрущеву и высшему партийному руководству.

Комплекс “Шмель” с ракетой ЗМ6 приняли на вооружение Постановлением № 830-344 от 1.08.1960 г. и в том же году запустили в серийное производство. Ракеты ЗМ6 изготавливались на заводах № 2 и № 351, а оборудование для боевых машин 2П26 и 2П27 – на заводе № 614 в г. Саратов. ПТУР “Шмель” серийно производилась до 1966 года.

Параллельно со “Шмелем” в ОКБ-16 (позже – КБ “Точмаш”) под руководством главного конструктора А.Э. Нудельмана разрабатывался комплекс “Фаланга” с ракетой ЗМ11. Принципиальным отличием “Фаланги” от “Шмеля” была передача команд оператора по радио. Способ наведения оставался тот же – ручной по трем точкам. Постановлением № 930-387 от 30.08.1960 г. ПТУР ЗМ11 “Фаланга” вместе с боевой машиной 2П32, созданной на базе БРДМ, была принята на вооружение.

Ракета ЗМ11 в начале серийного изготовления при стрельбе обеспечивала пробитие 220-250-мм брони при угле встречи 60° с вероятностью 90% (220-мм брони) и 65% (250-мм брони). В процессе производства снарядов осуществлялась доработка их боевых частей ЗН18 с целью увеличения “стабильности пробивания брони”. На ходовых испытаниях вес боевой машины 2П32 составил 5965 кг.

“Фаланга” оказалась первой ПТУР, принятой на вооружение отечественных вертолетов. Уже в июне 1961 г. ОКБ-329 ГКАТ совместно с ОКБ-16 предъявили на совместные испытания вертолет Ми-1М, оснащенный четырьмя ракетами ЗМ11 и аппаратурой управления стрельбой. Дальность стрельбы по наземным целям составляла 800-2500 м.

Несколько позже комплекс «Фаланга» модернизировали, и он получил обозначение “Фаланга-М”, а ракета – 9М17. Была улучшена бронепробиваемость. Так, при стрельбе по броне толщиной 280 мм при угле встречи 30° было 90% пробитий. Система управления по-прежнему оставалась ручной. Ракетами 9М17 оснащались боевые машины 9П32М (9П32) на базе БРДМ и вертолеты Ми-24Д, Ми- 24А, Ми-4АВ, Ми-8ТВ.

6 июля 1961 г. вышло Постановление СМ № 603-256 о разработке новой ПТУР в двух вариантах: на боевой машине и в переносном варианте. Система управления по-прежнему оставалась ручная. Согласно этому постановлению в ЦКБ-14 (г. Тула) и ЦНИИ-173 (г. Москва) началось проектирование ПТУР 9М12 “Овод”. Ракета и пусковая установка проектировались ЦКБ-14, а система управления – ЦНИИ- 173. Главным конструктором комплекса был Б.И. Худоминский, а главным конструктором системы управления – З.М. Персиц.

Конструктивная схема ракеты 9М12 аналогична схеме ЗМ6. Основное внимание конструкторы уделили миниатюризации элементов наземной бортовой аппаратуры в целях резкого уменьшения габаритов и веса аппаратуры и снаряда по сравнению с комплексом “Шмель”. В аппаратуре широко применялись полупроводниковые элементы и пластмассы. В качестве бортового источника питания использовалась малогабаритная батарея с твердым электролитом, разогреваемом при пуске ПТУР пиронагревателем. В системе стабилизации по крену использовался малогабаритный трехстепенной гироскоп с ротором, разгоняемом при старте ПТУР пороховыми газами. Для дополнительного уменьшения габаритов аппаратуры приемники размещались внутри катушек проводной линии связи. Был создан малогабаритный магнит управления интерцепторами.

Переносной вариант “Овод” состоял из пульта управления и ракет, размещенных в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК). Вес вьюка оператора составлял 23 кг, а вес вьюка переносчика снаряда – 25 кг. Запуск снарядов осуществлялся с пусковой рейки, находившейся в контейнере. Ракета и пусковая рейка подключались к пульту управления с помощью кабеля длиной около 20 м. Причем одновременно можно было подключить до четырех ракет. Передача команд осуществлялась по двум биметаллическим проводам. Исполнительными органами управления являлись интерцепторы.

Для возимого варианта “Овода” на базе БРДМ создали боевая машина 9П110 (впоследствии эта машина была переоборудована в носитель ПТУР «Малютка с сохранением индекса). Механизм заряжания в боевой машине выполнили в виде спарки пусковых устройств, действовавших попеременно: когда одна пусковая находилась в боевом положении, другая была опущена внутрь боевого отделения и заряжалась вручную боевым расчетом. Причем заряжание осуществлялось и на ходу. Такое конструктивное решение обеспечивало минимальную уязвимость снарядов боекомплекта и безопасность расчета. Угол горизонтального наведения составлял 180°. Расчет боевой машины – 3 человека, возимый боекомплект – 16 снарядов 9М12.

Эволюция развития российских противотанковых управляемых ракетных комплексов (ПТРК-ПТУР)

Боевая машина 2П27 в походном положении

79

Боевая машина 2П27 в боевом положении

Испытания переносного варианта “Овода” начались летом 1961 г., а возимого – летом следующего года. Всего провели около 180 выстрелов баллистическими, управляемыми и телеметрическими снарядами (из них 50 управляемых). Вследствие повышенного эксцентриситета стартового двигателя не обеспечивалась заданная величина рассеивания на начальном участке, что сделало невозможным стрельбы на дистанции до 500 м. При работе маршевого двигателя имело место задымление траектории полета снаряда, что вызвало постановку второго трассера. При попадании в броню толщиной 180-200 м под углом встречи 60° снаряд 9М12 делал около 90% пробоин.

Разработка “Овода” шла с запозданием не менее чем на 6 месяцев. В связи с принятием на вооружение ПТУР “Малютка” работы по “Оводу” прекратились на основании Постановления СМ № 993-345 от 16 сентября 1963 г.

Комплекс “Малютка” создавался в КБМ под руководством С.П. Непобедимого по одному Постановлению СМ и по одним тактико-техническим требованиям с комплексом “Овод”. “Малютка” тоже создавалась в носимом и возимом вариантах с одинаковым снарядом ЭМИ.

Впервые в мире при создании ПТУР в конструкции корпуса были широко применены пластмассовые конструкции. Так, корпус головной части был сделан из пластика, тем был помещен кумулятивный заряд с медной воронкой. Из пластика был сделан корпус крыльевого отсека, и т. д. “Малютка” не комплектовалась бортовым источником электропитания, а имела только одну рулевую машинку и простейший гироскоп с механической раскруткой.

Команды на снаряд передавались по микрокабелю с тремя медными эмалированными жилами диаметром 0,12 мм в тканевой обмотке. Аэродинамическая схема снаряда – “бесхвостка”. Управление снарядом осуществлялось за счет изменения вектора тяги маршевого двигателя.

Для компенсации эксцентриситета тяги маршевого двигателя предусматривалось вращение снаряда вокруг своей оси со скоростью около 8,5 об/сек. Это достигалось первоначально за счет того, что сопла стартового двигателя были направлены под углом к оси снаряда, а позже – в полете за счет угла разворота крыльев и вращательного момента, возникавшего при смотке кабеля с катушки.

При хранении крылья “Малютки” складывают, и ракета в сечении имеет габарит 185 х 185 мм.

Ракеты первых серийных выпусков имели индекс ГРАУ ЭММ, а последующих серий – 9М14М. Ракеты 9М14М отличались от 9М14 наличием на одном из стартовых сопел пятого бугеля, являющегося дополнительной опорой ракеты на направляющей. Ножевые контакты разъема электрической цепи взрывателя у 9М14 располагались на корпусе боевой части, а у 9М14М – на корпусе стартовой камеры. Боевая часть ракет 9М14 имела индекс 9Н110, а боевая часть 9М14М – 9Н110М. Эти боевые части не взаимозаменяемы. Боевая часть ракеты “Малютка” имела кумулятивный заряд и пьезоэлектрический взрыватель.

Переносной портативный комплекс, состоящий из наземной аппаратуры управления, чемоданов-ранцев с ПУ и ракетами, размещался в трех вьюках. Во вьюке № 1 переносился пульт управления и индивидуальный комплект ЗИП, а в каждом из вьюков № 2 и № 3, представляющих собой чемоданы-ранцы, укладывалась ракета, отстыкованная от нее боевая часть, пусковая установка и катушка с кабелем. Причем сама ракета уже была состыкована с ПУ.

Расчет, обслуживающий переносной комплекс, состоял из трех человек. Командир расчета, он же старший оператор, переносил вьюк № 1 весом 12,4 кг; два номера – операторы, переносили вьюки № 2 и №3 весом по 18,1 кг.

Тренированный и достаточно слаженный расчет способен перевести противотанковый комплекс из походного положения в боевое за 1 мин. 40 с. А затем в течение одной минуты можно сделать два выстрела по целям, расположенным на максимальной дальности.

Переносной комплекс “Малютка” 9А111 приняли на вооружение в 1963 г. В том же году поступила на вооружение боевая машина 9П110, созданная на базе БРДМ-1. Позже была принята на вооружение боевая машина 9П122 на базе БРДМ-2. Устройство комплекса ПТУР на машинах 9П110 и 9П122 одинаково.

Эволюция развития российских противотанковых управляемых ракетных комплексов (ПТРК-ПТУР)

Боевые машины 9П32 на учениях

Эволюция развития российских противотанковых управляемых ракетных комплексов (ПТРК-ПТУР)

Компоновочная схема ракеты 9М14М (9М14) комплекса «Малютка»

боевая часть; 2-двигательная установка; 3-катушка; 4 – крыльевой отсек; 5 – рулевая машинка; 6-гироскоп; 7-трассер;

На направляющих установлено 6 снарядов, кроме того, еще 8 снарядов помещено в боеукладке. В походном положении пакет направляющих со снарядами опущен, а в боевом положении пакет поднимается с помощью гидропривода. Время перехода из походного положения в боевое с гидроприводом – 20 сек, а вручную – 2,5 мин. Расчет состоит из двух человек: оператора (он же командир) и водителя. Скорострельность – 2 выстр./мин. Установка шести снарядов на направляющие осуществляется вручную и занимает около минуты. Угол горизонтального наведения-28-40°. Угол вертикального наведения-0°; +2°75″. Скорость горизонтального наведения – 8 град./с, а вертикального – 3 град./с.

ПТУР 9М14М “Малютка” была установлена на боевой машине пехоты БМП-1, серийно выпускавшейся с 1966 г. В боекомплекте БМП-1 имелось 4 снаряда 9М14М, вручную подаваемые расчетом на ПУ. Кроме того, предпринимались попытки устанавливать ПТУР “Малютка” на башни танков ПТ-76, Т-62, Т-10М и другие, однако “Малютка” на наших танках не прижилась. Пробовали установить “Малютку” и на вертолет Ми-1М. На вертолете было 4 снаряда 9М14.

ПТУР “Малютка” широко экспортировалась в десятки стран мира. В 1973 г. в ходе арабо-израильской войны ракетами “Малютка” было поражено свыше 800 израильских танков. Другой вопрос, что ближневосточные равнины представляют собой идеальное место на земле для применения ПТУР.

Особенности развития отечественных противотанковых ракетных комплексов

В 2000 году исполняется 40 лет со времени принятия на вооружение первого советского противотанкового ракетного комплекса «Шмель». В этот период наблюдалась постоянная жёсткая конкурентная борьба между развитием противотанковых средств и защиты танков. В нашей стране созданием ПТРК занимались КБ приборостроения (КБП), КБ машиностроения (КБМ), КБ точного машиностроения (КБТМ) при участии многих организаций, отвечающих за отработку отдельных составных частей и комплектующих элементов. Следует напомнить, что ПТРК – совокупность функционально связанных боевых и технических средств, предназначенных для поражения бронецелей. ПТРК включает одну или несколько ракет (ПТУР); пусковую установку (ПУ); аппаратуру наведения. Обеспечивающими средствами для ПТРК являются контрольно-проверочная аппаратура и тренажёры.

Разработка первых отечественных ПТРК началась в 50-х годах и была обусловлена рядом причин. Основными причинами создания ПТУР являлись: большое рассеивание артиллерийских кумулятивных (КС) и бронебойных подкалиберных снарядов (БПС), малые дальности поражения в сочетании с недостаточной бронепробиваемостью. Рассеивание происходит от многих причин, например, от разнообразия начальных скоростей снарядов, вследствие различия масс снарядов и метательных пороховых зарядов, химических свойств пороха, его температуры и плотности заряжания, а также от точности изготовления стволов (все они имеют пространственную кривизну) и износа их каналов в процессе стрельбы. Максимальное значение бронепробивного действия, достигаемое в результате использования современных технологий, составляет 500 мм для 125-мм кумулятивных снарядов и 600 мм для 125-мм бронебойных подкалиберных снарядов. Читатель может заметить, что бронепробиваемость современных 125-мм боевых частей ПТУР, имеющих тонкостенный корпус, превышает 700 мм. Меньшая величина бронепробивного действия КС объясняется, главным образом, тем, что при значительной толщине стенок цилиндрической части корпуса кумулятивного артснаряда нельзя сформировать оптимальные параметры фронта детонационной волны, взаимодействующей с медной облицовкой. Поэтому значения бронепробивного действия современных артиллерийских кумулятивных снарядов не превосходят 500 мм. Второй важной причиной начала создания отечественных ПТРК является организация аналогичных работ за рубежом (ПТУР SS-11, Франция; «Кобра» 810, ФРГ и др.).

Отечественные ПТРК подразделяются на переносные, возимые и возимо-переносные. Заметим, что к переносным относятся ПТРК («Метис», «Фагот», «Конкурс»), предназначенные для усиления противотанковой обороны пехотных подразделений и имеющие небольшую массу. К возимым относятся ПТРК (самоходные, вертолётные, танковые и др.), установленные на носителях и используемые для выполнения боевых задач только с борта носителя. И, наконец, существуют возимо-переносные ПТРК, которые используются как вооружение, установленное на носителе, и, будучи снятыми с него, могут служить в качестве переносного (например, ПТРК «Корнет»). Для случая применения возимого в качестве переносного ПТРК имеется «тренога», на которую устанавливается прицельный прибор с элементами крепления пусковой установки. «Переквалификация» возимого ПТРК в переносной требует времени не более одной минуты.

Таблица 1 Противотанковые ракетные комплексы первого поколения

Наименование Тип носителя Система управления Разработ­чик Год приня­тия на воору­жение
комплекса ракеты ПУ
«Шмель» (ПУР-61) 2К16 2К15 3М6 2П27 2П26 Т-55 БРДМ Ручная по проводам КБМ, г. Коломна 1960
«Фаланга» 2KB (ПУР-62) 3М11 3М17 2П32 2П32 БРДМ Ручная по радио КБТМ, г. Москва 1962
«Малютка» 9411 9К14 (ПУР -54) 3М14 3М14 9П11 9П10 переносная БРДМ, БМП, БМД Ручная по проводам КБМ г. Коломна 1963

Эволюция развития российских противотанковых управляемых ракетных комплексов (ПТРК-ПТУР)

Боевая машина с ПТУ Малютка

Эволюция развития российских противотанковых управляемых ракетных комплексов (ПТРК-ПТУР)

Ракета ЗМ17П комплекса Фаланга

Основой для успешного развития работ по созданию отечественных ПТУР послужил достигнутый к тому времени уровень науки и техники в области систем управления, аэродинамики, газодинамики, физики взрыва (теория кумуляции), а также высокий потенциал отечественной оборонной промышленности. Создание ПТРК позволило резко повысить вероятность попадания, дальность стрельбы и эффективность поражающего действия. В зависимости от типа используемой системы управления ПТУР принято подразделять на три поколения. Заметим, что система управления ракетой представляет собой сложный технический комплекс, состоящий из большого количества взаимосвязанных элементов наземной и бортовой аппаратуры. Сюда входят оптико-электронные блоки определения положения цели и ПТУР, блоки формирования и передачи команд, блоки приёма и раскладки команд, силовые приводы, рули и др.

ПТРК первого поколения имели ручную систему управления, при которой наводчик с помощью прицела должен следить одновременно за ракетой и целью, вручную вырабатывая команды управления, передаваемые ракете по проводам. Главный недостаток этой системы – требование большого опыта и натренированности наводчиков и невозможность увеличения скорости ракеты. К первому поколению отечественных ПТРК относятся «Шмель», «Малютка», «Фаланга» с ручными системами управления (табл.1). В ракетах «Шмель» и «Малютка» передача команд на борт ракеты осуществлялась по проводам, а в ПТУР «Фаланга» – по радиоканалу. Основными трудностями при создании первого поколения ПТРК являлось обеспечение устойчивого управляемого полёта ракеты и точности её попадания в цель в боевых условиях, что требовало проведения специальных жёстких отборов операторов и их длительного обучения с помощью тренажёров. Что собой представлял такой тренажёр? Современный читатель часто играет с помощью компьютера, и иногда у него не хватает способностей справиться с условиями трудной игры. Так вот, тренажёр для наводчиков ПТРК первого поколения и представлял собой своеобразный компьютер, на котором удавалось выиграть немногим. «Играющий» должен был с помощью специальной рукоятки совмещать прицельную марку с движущейся целью, передавать команды ракете, уточняя траекторию её полёта. Принимая во внимание динамику этого быстропротекающего процесса, особенно опасно было передать неточную команду ракете, изменяющую её отклонение в сторону поверхности грунта, что незамедлительно приводило к удару её о землю. В реальных условиях (даже после тренировки) немногие и способные могли обеспечить попадание ракеты в цель.

К одной из особенностей первого поколения отечественных ПТРК следует отнести широкое применение полимерных материалов в конструкции ракеты «Малютка», что было отражением проводимого в то время в стране курса на химизацию народного хозяйства. Выполненный из пластмассы корпус этой ракеты сделал её «радиопрозрачной» и из-за отсутствия электронной защиты взрывательных устройств подверженной воздействию электромагнитных сигналов.

В этом поколении была предпринята попытка размещения пусковой установки с ракетой ЗМ6 в кормовой части танка Т-55 (ПТРК- ПУР-61 «Шмель»), Накопленный опыт проектирования и эксплуатации первого поколения отечественных ПТРК позволил более рационально использовать имеющиеся технические возможности для создания ПТРК второго поколения.

Период проектирования и производства ПТРК второго поколения характеризуется бурным развитием этого вида вооружения в нашей стране, сопровождавшийся:

– отсутствием единой целевой программы создания перспективных образцов;

– недостаточной ориентацией при разработках на достижение опережающего уровня боевых возможностей и тактико-технических характеристик новых образцов по отношению к характеристикам уязвимости зарубежных объектов бронетанковой техники;

– распылением имеющихся сил, средств и наличием в ряде случаев неоправданного параллелизма и дублирования при создании ПТРК.

Эволюция развития российских противотанковых управляемых ракетных комплексов (ПТРК-ПТУР)

ПТУР «Фаланга» на подвеске вертолета Ми-24А

Эволюция развития российских противотанковых управляемых ракетных комплексов (ПТРК-ПТУР)

Боевая машина 9П122

Эволюция развития российских противотанковых управляемых ракетных комплексов (ПТРК-ПТУР)

Зона поражения при стрельбе ПТУР «Малютка» (9К11)

Эволюция развития российских противотанковых управляемых ракетных комплексов (ПТРК-ПТУР)

Зона поражения при стрельбе ПТУР «Шмель»

Таблица 2 Бронестойкость лобовых фрагментов американских танков и бронепробиваемость отечественных боевых частей ПТУР

Танк (год принятия) Бронестой­кость от кумуля­тивных боепри­пасов, мм Изделие Год приня­тия Бронепроби­ваемость, мм
М60А1 (A3) 250 — 270 «Метис» 1978 460
(1962) (1978) «Фагот-М» 1980 460
М1 (1980) 600 — 650 «Конкурс-М» 1980 600
М1А1 (1985) 650 — 700 «Штурм-С» 1980 660
М1А2 (1994) 850 «Кастет» 1980 550
«Кобра-М» 1981 600
«Рефлекс» 1985 700

Примечание: бронестойкость основного корпуса представлена без динамической защиты

Например, хотя имелась информация о появлении многослойной брони и динамической защиты (ДЗ), КБ продолжали создавать ракеты с моноблочными БЧ с бронепробиваемостью, уступающей стойкости фронтальных фрагментов защиты зарубежных танков (табл.2).

ПТРК второго поколения имеют полуавтоматическую систему наведения, с помощью которой наводчик через оптический прицел следит только за целью, а слежение за ракетой и выработка команд управления осуществляется автоматически наземной аппаратурой. Однако скорость разматывания проводов, предназначенных для передачи команд управления на борт ракеты, ограничивает скорость её полёта. Для случая использования в системе управления радиосвязи и лазера (вместо проводов) появляется возможность управлять полётом ракеты при сверхзвуковых скоростях, что позволяет устанавливать ПТУР на вертолёты и самолёты. В этих условиях наводчик следит за целью с помощью оптического прицела, наземная аппаратура определяет отклонение ракеты от линии визирования цели и вырабатывает соответствующие команды управления, передаваемые на борт ПТУР по радио или лазерному лучу. Ко второму поколению отечественных ПТРК относятся «Фагот», «Конкурс» (рис.2), «Метис», «Штурм» и др. (табл.3). В этот период путём модернизации систем управления (доведены до полуавтоматической) ПТРК «Малютка» и «Фаланга» («Малютка-П» и «Фаланга-П») переведены во второе поколение.

Ряд модернизационных мер позволил значительно продлить срок службы ПТУР «Малютка», которая широко использовалась в арабо-израильском конфлик те 1973 году. В этом конфликте свыше половины всех танков было выведено из строя с помощью ПТРК, а на долю ракет «Малютка» приходится 800 поражённых израильских танков. Последняя модернизация ракеты «Малютка» завершилась заменой моноблочной боевой части (БЧ) на тандемную. При этом первый кумулятивный заряд (предзаряд) был размещён в специальном штоке в головной части ракеты, в связи с чем увеличилась общая длина ракеты (табл.4). Одновременно значительно увеличилась бронепробиваемость (800 мм) основного заряда. Незначительная длина штока с предзарядом тандемной боевой части не позволяет преодолевать динамическую защиту при попадании в верхнюю половину контейнера длиной 400-500 мм.

Таблица 3 Противотанковые ракетные комплексы второго поколения

Наименование Тип носителя Система управления Разработ­чик Приня­тие на воору­жение
комплекса ракеты ПУ
«Малютка-П» 9М14П 9П113 9П111 БРДМ переносной Полуавтоматическая по проводам КБМ, г. Коломна 1969
«Фаланга-П» 9М17П Вертолет­ная Ми-4АВ Ми-8ТВ Ми—24Д (А) БРДМ-2 Полуавтоматическая по радио КБТМ, г. Москва 1969
9К11 «Фагот» «Фагот-М» 9М111 9М111-2 9П135 9П148 переносной БРДМ-2 переносной Полуавтоматичес­кая по проводам КБП, г. Тула 1970
«Конкурс» «Конкурс-М» («Удар») 9М113 9М113М 9П148 9П135 9П135М-1 БРДМ-2 переносной БМП-1П БМП-2 БМП-2 (3) переносной Полуавтоматичес­кая по проводам КБП, г. Тула 1974 1986
9К115 «Метис» «Метас-М» 9К127 «Метис-2» 9М115 9М115М 9М116 9М131 9П151 9П152 переносной Полуавтоматичес­кая по проводам КБП, г. Тула 1978 1994
9К113 «Штурм-В» «Атака» «Штурм-С» 9М114 9М120 9М120Д Вертолет­ная 9П143 Ми-24В Ми-28 Ка-29 МТ-ЛБ Полуавтоматичес­кая по проводам КБМ, г. Коломна 1978 1976
«Вихрь» 9А4172К Вертолет­ная Ка-50 Полуавтоматическая по лучу лазера КБП, г. Тула 1985
9К120 «Свирь» 9К119 «Рефлекс» «Инвар» 9М119 (выстрел ЗУБК14) 9М119М 125-мм пушка T-72C (Б) Т-80У (УД) Полуавтоматическая по лучу лазера КБП, г. Тула 1986 1989
9К112 «Кобра» 9К117 «Зенит» 9М112 9М128 125-мм пушка Т-64Б (БВ) Т-80Б (БВ, БВК) По радио с оптичес­кой обратной связью КБТМ, г. Москва 1981 1988
9К116 «Бастион» «Кан» 9К116-1 «Шексна» 9М117 (выстрел ЗУБК10) 100-мм пушка 115-мм пушка Т-55 (М, АД,MB) ПТП MT-12 T-62 (М, М-1, М1-2. MB. Д) Полуавтоматическая по лучу лазера КБП, г. Тула 1983 1990 1985
«Корнет» БМП—3 переносной Полуавтоматичес­кая в луче пазара КБП, г. Тула 1995

Примечание к табл. 3.

БРДМ – боевая разведывательно-дозорная машина; БМП – боевая машина пехоты; БМД – боевая машина десанта;

МТ-ЛБ – многоцелевой легкобронированный транспортёр; ПТП – противотанковая пушка.

6ef598b10d1539793d4ace8d8b7b613f_M

Рис.2 Переносной ПТРК второго поколения «Конкурс» с ракетой 9М13

pic_103

Рис.3 ПТРК второго поколения «Метис-2»

а) Переносная ПУ 1 – ТПКсПТУР; 2-оптический координатор; 3-наземная аппаратура управления; 4 -прицел; 5-тренога

6) ПТУР 9М131с тандемной БЧ 6-блок рулевого управления; 7 – аппаратурный отсек с предзарядом; 8-двигательная установка; 9-кумулятивная БЧ (основной заряд); 10-отсек с катушкой провода и оптическим излучателем; 11 -стабилизатор; 12 – разъем стыковочного кабеля; 13 – стыковочный кабель

Применение полуавтоматических систем управления позволило резко снизить нагрузку на оператора, сводящуюся к удержанию марки прицела на цели; все остальные функции выполнялись наземной аппаратурой комплексов.

Положительной особенностью ПТРК второго поколения является размещение ракет в транспортно-пусковом контейнере (ТПК). ТПК, готовый к боевому применению, хранится, транспортируется и устанавливается на носитель. Техническое состояние ракеты контролируется без извлечения её из контейнера. Использование ТПК упрощает конструктивное оформление размещения ракеты на различных носителях, повышает её сохранность и боеготовность.

Важной особенностью большей части образцов ПТУР второго поколения является наличие одного канала управления, а чтобы использовать функционирование этого канала в двух плоскостях, ракете придавалось вращательное движение. Этим приёмом удавалось несколько сократить массу аппаратуры управления на борту ракеты и занимаемый ею объём.

Таблица 4 Сравнительные характеристики штатной и модернизированной ПТУР «Малютка»

Характеристики ПТУР Штатная Модернизи­рованная
Калибр, мм 125 125
Длина, мм 860 975
Бронепробиваемость, мм 460 800
Дальность стрельбы,км 0,5—3,0 0,5—3.0
Скорость полета, м/с 115 130

Таблица 5 Характеристики переносных ПТРК

Калибр, мм Дальность стрельбы, км Масса БЧ, кг Масса ВВ, кг Бронепроби­ваемость, мм
«Фагот-М» 120 0,07—2,5 1,76 460
«Конкурс-М» 120 0,07—4,0 2,75 1,5 600
«Метис-2» 130 0,08—1,5 5,0 800


pic_105

Боевые машины 9П32 комплекса «Фаланга” на параде на Красной площади в Москве.

Существующие противотанковые пушки и гранатомёты не обеспечивают в полной мере поражение современных танков. По этой причине пехотные подразделения усиливаются специальными переносными ПТРК, которые по сравнению с противотанковыми пушками и гранатомётами имеют меньшее рассеивание и более высокое поражающее действие, а также большие маскировочные возможности.

Семейство ПТРК «Метис» является типичным в ряду переносных комплексов. Переносной ПТРК (рис.3) ротного звена «Метис-2» (масса пусковой установки – 10 кг; масса контейнера с ракетой – 13,8 кг) предназначен для поражения современных бронированных целей с динамической защитой (ДЗ), а также огневых точек и других малоразмерных целей.

На вооружении сухопутных войск имеется переносной ПТРК батальонного звена «Фагот-М», отличающийся от ПТРК «Фагот» наличием тепловизионного прибора наблюдения и прицеливания, который представляет собой оптико-электронный прибор пассивного типа с оптико-механическим сканированием, работающий по собственному тепловому излучению объекта.

Сравнительные характеристики современных переносных ПТРК представлены в табл.5.

Управление ракетами «Фагот», «Метис-2», «Конкурс-М», а также модернизированной «Малютка-2» осуществляется с помощью проводной связи. Используемый для этой цели провод имеет две изолированные друг от друга металлические жилы. Масса погонного метра этого провода равна 0,18 г. Масса провода ракеты «Конкурс-М» для стрельбы на 4 км составляет 740 г, что вызывает определённое недоумение в современных условиях развития радиоэлектроники. Модернизация не обошла и ПТУР «Конкурс-М» (9М113). После модернизации на ракете установлена тандемная БЧ с бронепробиваемостью 700 мм.

ПТРК «Корнет» (масса пусковой установки – 19 кг, масса ТПК с ракетой – 27 кг) применяется в качестве переносного в случае «снятия» его с носителя. Сравнение весовых характеристик этого комплекса, например, сданными переносного ПТРК «Метис-2» свидетельствует, что он более подходит в качестве возимого. Ракета комплекса «Корнет» оснащена также боевой частью термоборического действия, которая представляет собой боеприпас, снаряженный объёмно-детонирующей смесью. Известно, что осколочное действие различных боеприпасов оказывается неэффективным по целям, которые экранированы либо преградами, либо рельефом местности. В этом случае боевая часть «Корнет» за счёт распыления углеводородного состава с зарядом обычного взрывчатого вещества с образованием в воздухе аэрозольного облака, затекающего в укрытие, окопы и другие сооружения с последующим его подрывом и действием ударной волны эффективно поражает укрытую живую силу. Включение в боекомплект «Корнет» и ряда других комплексов ракет с кумулятивными и объёмно-детонирующими БЧ позволяет повысить универсальность и многофункциональность боевого применения этих образцов оружия. Оснащение мотострелковых взводов, рот и батальонов переносными ПТРК позволяет существенно повысить эффективность и устойчивость противотанковой обороны этих подразделений.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 голосов, средний: 5,00 из 5)
Загрузка...

Вам также может понравиться ...

1 Ответ

  1. Nechik45:

    Я считаю себя страстным любителем оружейной тематики, особенно в сфере оружейных технологий. Оружие является одним из моих увлечений, мне нравится изучать и тестировать некоторые экземпляры оружия. Статьи с этого сайта очень мне помогают это делать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифру (Enter the number) *